Друзья, всем привет!
Стамбул сегодня — это огромный муравейник с населением порядка 15 миллионов человек. Добрая половина из них просто вынуждена перемещаться из одной части города в другую.
Не смотря на весьма и весьма современную систему общественного транспорта здесь, по статистике, каждый обыватель в среднем тратит 91 минуту на транспортное сообщение в течение дня.
А это, извините, ого и времени в обрез на личностное саморазвитие! 1,5 часа в день – это вам не за хлебом в соседний ларек сбегать и не на рынок через дорогу сгонять.
Времени уходит более, чем нужно.
Не будем же и мы тратить его попусту. Изучим как схема метро Стамбула и его трамваев поможет и нам не теряться в транспортной паутине.
Начнем.
Содержание
Метро в Стамбуле
В прошлой статье мы довольно таки уверенно разобрали транспорт в Стамбуле по всем пунктам и взяли хороший старт.
Вот и сегодня мы не дадим ни одного шанса закрасться каверзному вопросу касательного местного метрополитена.
Что мы о нем знаем?
На 2020 год метро Стамбула насчитывает 6 веток и еще 7 находятся в процессе строительства. Каждые пару месяцев старые карты метро становятся не актуальными, так как вводятся новые станции.
Дело пошло на лад, но так было не всегда. Дело в том, что стамбульский метрополитен довольно молод. Ведь начало строительства (несмотря на древний Тоннель, который открыли в 1875 году) было лишь в 1989 году.
Да и то, строительство велось не шатко не валко из-за постоянных археологических находок и сейсмической опасности.
Зато метро в Стамбуле с уверенностью можно назвать комфортным и современным: минимум рекламы, лифты и эскалаторы, в вагонах есть кондиционеры. Разметка на полу и указатели не дадут вам заблудиться.
Время работы и цена проезда
Метро работает с 6:00 утра до 00:00 вечера. За проезд вы сможете заплатить при помощи магнитных карт: одноразовых и многоразовых.
Довольно часто я встречаю в текстах упоминания о жетонах. Я их уже давно в глаза не видел. Кто-либо платил ими в последнее время или просто авторы давно не обновляли свои статьи?
Есть еще и проездные на подобие Mavi Kart за 275 лир с определенным количеством поездок. Но для туристов это не актуально.
Схема метро
На 2020 год действует 6 веток метро и ветка Мармарай через весь Стамбул, о которой у меня есть отдельная статья.
В статье я буду приводить карты на начало 2020 года, но для проверки их актуальности на момент вашего отъезда, лучше зайти на официальный сайт.
Вот ссылка на карту метро Стамбула в хорошем качестве.
Действующие ветки М1-М6
Из 6-ти запущенных веток метро классификация следующая:
- М1А и М1B (красная) — легкое метро с большинством наземных станций, схожая по характеристикам с трамваем Т1. с 9 апреля 2019 года потеряла свой исторический смысл после закрытия аэропорта Ататюрка. Теперь может быть интересна только на перегоне Yenikapi — Otogar, чтобы добраться с паромных причалов до автовокзала и обратно. На станции Otogar ветка расходится на 2 направления.
- М2 (зеленая) — на станции Yenikapi эта векта соединяется с М1 и уносит пересевших пассажиров через бухту Золотой Рог и площадь Таксим на север Стамбула. Интересна как способ попасть на пешеходную улицу Истикляль (Şışhane) и к торговым центрам (Şişli).
- М3 (голубая) — совершенно нетуристическая и поэтому не интересная нам ветка для жителей пригорода Стамбула
- М4 (розовая) — главная линия азиатской части, соединяющая паромный причал Кадикёй с ж.д. вокзалом (Pendik) и вскоре аэропортом Сабиха Гекчен. На сегодня самая длинная ветка метро Стамбула
- М5 (фиолетовая) — еще одна ветка метро на азиатской части города. Уносит пассажиров от паромного причала Юськюдар в район Стамбула Умрание. Интересна разве что, чтобы попасть на холм Чамлыджа (Kısıklı) с шикарным видом.
- М6 (бежевая) — так называемый people moover, короткая ветка всего на 4 станции между районом Левент и университетом Богазчи.
Строящиеся ветки метро
Градоначальники Стамбула не стоят на месте и по методу «пятилетку за 2 года» вводят в эксплуатацию новые ветки метро и новые станции.
На сегодня нам интересны 2 ветки:
- М11, которая с пересадкой на зеленой ветке М2 привезет нас в Новый Аэропорт Стамбула
- окончание строительства ветки М4 в аэропорт Сабиха Гекчен
Оба проекта готовят на конец 2020 год, так что ждать осталось немного.
В остальном другие ветки строятся в основном, чтобы связать периферии города, который теперь раскинулся не только на 2 берега, но и на 2 моря, с центром.
Большая карта у меня не поместилась, поэтому посмотреть оригинал можно тут.
Магистральные трамваи
С 1872 по 1912 год трамваи в городе функционировали на лошадиной тяге. В 1912 они обзавелись электрическими двигателями и стали основным средством передвижения вплоть до 1966 года.
Интересный факт — трамваи в Стамбуле получили свое второе рождения только в 1990 году, когда по улице Истикляль был запущен туристический маршрут. Народ воспринял проект «на ура» и дальнейшая судьба возрождения трамвайной системы встала на колеса.
Причинами ухода трамваем со сцены в то время стали увеличившийся автомобильный поток и отсутствие выделенных специально для них полос движения.
Какой-то время трамваи заменялись более тихоходными троллейбусами, но и от этой идеи в последствие пришлось отказаться. Но также как и в Буэнос Аресе и Тунисе власти были вынуждены вернуть трамваи на сцену.
Итак, сегодня в Стамбуле имеется 2 магистральных маршрута трамваев Т1 и Т4.
Оплата проезда такая же, как и в метро 3.50 лиры и дети до 6 лет бесплатно.
Трамвай Т1
Т1 – самый популярный маршрут общественного транспорта для туристов. Провозит вас через весь центр города и практически все нужные вам достопримечательности.
Движение с 6:00 утра до 00:00 с интервалом 2 минуты и до 5 минут поздним вечером.
32 остановки проходятся чуть больше, чем за 1 час. На его пути вас ждет и встреча с музеями, дворцами, паромными переправами и фуникулерами к башне Галата и улице Истикляль.
В общем, обратите на этот маршрут самое пристальное внимание.
Я укажу лишь некоторые популярные остановки на этом маршруте:
- Topkapı — музей-панорама взятия Константинополя в 1453 году
- Laleli — район-рынок, популярный у русских туристов
- Beyazit — знаменитый Гранд Базар
- Sultanahmet — Айя София и Голубая мечеть
- Sirkeci — вокзал Восточного Экспресса и пересадка на Мармарай
- Eminönü — паромный причал и Галатский мост
- Karaköy — паромный причал и пересадка на фуникулер к башне Галата
- Kabataş — паромный причал и фуникулер на площадь Таксим и дворец Долмбахче
Трамвай Т4
Трамвай Т4 менее популярен у туристов, но жизненно необходим жителям северных районов европейской части города. Только так без пробок и буквально за полчаса они могут добраться в центральные районы города.
Двигается он по отдельному участку дороги и соответственно пробки над ним не властны. Маршрут обрел жизнь лишь в 2007 году. Его называют и легким метро за то, что 11 из 22 его станций – подземные.
Пересекается с линией трамвая Т1 на остановке Topkapi
График работы тот же: С 06:00 до 00:00 каждые 2-5 минут.
Исторические трамваи Т2 и Т3
Исторический трамвай Т2 по улице Истикляль известный больше как Nostalgic Tram, впервые был поставлен на рельсы в 1883 году и приводился в движение лошадьми. А после долгих перипетий судьбы в качестве эксперимента в 1990 году его вернули на рейсы.
Идея так понравилась жителям и гостям города, что функционирует до сих пор.
Маршрут насчитывает лишь 5 станций и на линии трамвай курсирует с 7.00 до 20.00. Интервал движения 30 минут. Тобишь это скорее про покататься, чем куда-то добраться.
Цена проезда как и везде.
Помимо развлекательной нагрузки трамвай служит хорошим подспорьем для тех, кто желает закольцевать маршрут при помощи 2-х фуникулеров. Ведь конечные станции Taksim и Tunel являются также конечными и для фуникулеров F1 и F2, о которых мы поговорим чуть позже.
Интересный факты и истории и картинки о ностальгическом трамвае можно почитать на этом сайте nostaljiktramvay.iett.istanbul/en
Движение трамвая Т3 проложено в азиатской части города и выполнено в форме кольца. Маршрут с 10 станциями курсирует вокруг популярного торгового района Мода в части города Кадикёй.
График движения каждые 10 минут с 07.00 до 21.00. Оплата стандартная.
Можете выйти на любой остановке и окунуться в гущу толпы шумного района.
Фуникулеры Стамбула
Фуникулер F1
В историческом плане он не несет никакой нагрузки. Это современный маршрут, открытый в 2006 году, который соединяет конечную станцию трамвая Т1 – Kabatas и площадь Таксим. Около 600 метров путей и 75 метров перепада высоты. Несколько минут и вы на поверхности. К сожалению, движение осуществляется в непроглядной темноте.
На площади Таксим можно пересесть на ветку метро М2 или прогуляться вниз к району Галата по не замирающей улице Истикляль.
На входе в метро стоит электронный циферблат со временем до следующей отправки, так что вам всегда легко определить стоит ли напрягаться «Маня, давай бегом!» или можно спокойно осмотреть отделку стен и потолков.
Интервал движения – 5 минут.
Фуникулер F2
А вот этот раритетный вагончик, который по старому зовется просто Tunnel, является самым старым представителем подземного метрополитена в Европе.
Старее его лишь лондонский собрат, но это островное государство к Европе отношения не имеет.
Функционировать он начал еще в далеком 1875 году на лошадиной тяге вплоть до 1910 году, когда состав был электрифицирован. 1971 году деревянную обивку сменили на железную, в которой он красуется и по сей день.
Длина пути составляет 580 метров, а перепад высот 60м. Вагончик соединяет два района Каракёй и Галата, а также станцию трамвая Т1 Karakoy и метро ветки М2 Şişhane. Подробней о районах читайте здесь.
Интервал движения – 5, 6, 7…минут или чуть больше)) Оплата стандартная.
Канатная дорога TF1 и TF2
Практически не изученная мною часть стамбульской системы транспортного сообщения. Знаю только, что функционирует по той же системе оплаты, что уже большой плюс!
Первая череда кабинок TF1 берет высоту в районе парка Демократии, немного выше дворца Долмбахче и стадиона футбольной команды Бешикташ.
Длина подвеса 333 метра (каждому) по которому скользят 2 шестиместные кабинки. Дорога занимает 3 минуты.
У меня есть подозрение, что это дело рук сети отелей Hilton, чтобы не бегать друг к другу через горку. По одну сторону расположен отель Hilton Istanbul Bosphorus, а по другую Hilton Parksa Istanbul.
Вторая линия TF2 была натянута в 2005 году между побережьем залива Золотой Рог и холмом Пьер Лотти. На холме расположено известное кафе и кладбище. Так что вашими попутчиками могут быть как туристы, так и поминальная процессия.
Итальянские проектировщики Leitner Group умудрились построить здесь самую дорогую подвесную дорогу в Турции за 5 миллионов Евро.
Стоит заметить, что на обоих склонах, где расположены подвесные канатные дороги, есть и пешеходные альтернативы.
В заключении
Друзья, как я не старался быть кратким и лаконичным, но в меру упитанный текст у меня не получился. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами вынужден объявить, что колесному транспорту сообщению придется посвятить уже третью по счету статью.
Обещаю подробно и доходчиво осветить все светлые и темные стороны этих видов сообщения, а также подчеркнуть детали для туристов в плане «что нам с того?».
Стамбул поистине многогранен, но не настолько запутан, как может показаться на первый взгляд.
При должной подготовке и владением матчастью, которую я храню здесь, ваше путешествие пройдет на ура.
В ожидание выхода следующей статьи на тему транспорта, я подготовил вам еще парочку опусов для внеклассного чтения:
- Как забронировать отель в Турции
- Взять машину на прокат в Турции – подводные камни
- Как купить тур в Турцию самостоятельно.
Также в этом видео я даю небольшую регонсценировку на местности и делюсь радостью от успехов обращения с автоматами продажи Istanbulkart.
Подписывайтесь на обновления, делитесь материалом в соцсетях и не забывайте вставлять свои 5 копеек в комментариях — я ведь должен знать, что вы усвоили материал или подготовили свои советы и рекомендации.
Для тех кто уже отважился отправится в самостоятельное путешествие у меня есть специальный раздел «Ресурсы» и специальная статья «Новый вид подготовки к путешествиям».
Счастливых будней и умопомрачительных выходных!
С уважением, автор блога, Виктор Коровин!
Там не так надо идти. В обход бычтрее![[:)] [:)]](http://samivkrym.ru/wp-content/plugins/qipsmiles/smiles/b10.png)
2 раза была в Стамбуле и ни разу транспортом не пользовалась: раз проездом из Анкары на автобусе и раз на 1-дневной экскурсии из Кемера на самолете. Хорошо так описали все, полезно. Обзавидовалась кондиционируемому метро. А в Измире метро тоже с кондиционером? И что-то я там из статьи не поняла сколько стоит одноразовый проезд на метро от аэропорта до Басмане.
Елена, добрый день!
Метро в Измире такое же, как и в Стамбуле, да и трамваи. У меня такое ощущение, что у них одна фирма кропает на всю страну)) До аэропорта от Басмане ходит не метро, а пригородная электричка. Оплата плавающая в зависимости от количества остановок. Проезд по этому участку стоит 6-7 лир.
Спасибо