Канал YouTube

Я в Google+Instagram

Отдых в Крыму 2018

Партнеры

ТОП комментаторов
  • Елена1
  • Анастасия1
  • Сергей1
  • Rony1
2 октября
2018

Как разобраться в транспортной системе Стамбула. Часть 1

Друзья, всем привет!

Стамбул сегодня — это огромный муравейник с населением уже близким к 15 миллионам человек, добрая половина которых просто вынуждена практически каждый день перемещаться из одной части города в другую.

Для тех, кто живет в мегаполисах и знаком с ежедневной рутиной «на работу – с работы» должны понимать, о чем мы говорим. Не смотря на весьма и весьма современную систему общественного транспорта здесь, по статистике каждый обыватель в среднем тратит 91 минуту на транспортное сообщение в течение дня.

А это, извините, ого и времени в обрез на личностное саморазвитие! 1,5 часа в день – это вам не за хлебом в соседний ларек сбегать и не на рынок через дорогу сгонять. Времени уходит более, чем нужно.

На-подступах-к-Султанахмет

 

Что мы знаем о транспорте в Стамбуле

В прошлой статье мы довольно таки уверенно разобрали Транспорт в Стамбуле по всем пунктам и, не смотря на высокую планку задачи, взяли хороший старт.

Вы узнали о Istanbukkart, основном туристическом маршруте и поучаствовали в классификации передвижных составов по классам, способам передвижения и привлекательности для пассажиров.

Еще в несколько подходов мы затронули транспортную систему Стамбула в заглавной статье, а также в описаниях аэропортов Ататюрк и Сабиха Гекчен. Так что, курс молодого бойца пройден успешно.

Сегодня мы не дадим ни одного шанса закрасться каверзному вопросу касательного местного авто и метрополитена.

Классическая фраза мультипликационного героя «теперь он и тебя сосчитал» будет служить нам ориентиром.

За дело!

Идем-вдоль-трамвайных-путей

 

Легкое метро и ветки М1А и М1В

Это «наш ответ Чемберлену» и современно решение вопросу «Как добраться в аэропорт Ататюрк из центра Стамбула» в одном флаконе. Именно на это метро я ставлю, когда закрываю вопрос трансфера из/в аэропрт Ататюрка в этой статье.

Старт проекта 1989 год, а в 2002 эта ветка добралось и в аэропорт.

Почему М1 называется легким метро? Это потому что в основном имеет наземные станции, в отличие от традиционного подземного метро. По своей сути оно ничем не отличается от трамвайной ветки Т4, но имеет немного другие заявленные характеристики.

Ветка М1 расщепляется на 2 составляющие: М1А и М1В. Смотрите на схеме (если не очень ясно, то глаза должны разбежаться на станции Otogar):

схема-М1

 

Более популярная ветка М1А идет из аэропорта Ататюрка прямо до станции Yenikapi. Такой ход конем, на сегодняшний день в связке с современным проектом Мармарай, закрывает проблему досягаемости самого главного аэропорта страны из азиатской части города.

Ветка М1А насчитывает 18 станций и имеет главные транзитные переходы на остановках:

  • Merter – центр оптовой торговли. Пересадка на метробус.
  • Zeytinburnu – Большой хаб. Пересадка на метробус, трамвай Т1 (лучший вариант) и автобусы практически во всех направлениях по европейской части города.
  • Otogar – главный автовокзал Стамбула. Здесь же пересекается со второй веткой М1В.
  • Aksarai – бывшая конечная. Пересечение с веткой трамвая Т1 (вариант похуже), а также массой маршрутов автобусов.
  • Yenikapi – финальная станция в большом морском порту. Можно пересесть на поезд Мармарай, который под Босфором доставит вас в азиатскую часть города и на паромы, следующие в Бурсу или Ялову.

Трамвай-Т1-в-аэропорт-Ататюрка

 

Наравне с трамвае Т1, ветка легкого метро М1А имеет определяющее значение для залетных путешественников.

Внимание! Будьте внимательны при отправлении в сторону аэропорта с любой станции до разветвления двух веток (станция Otogar) конечным направление на передовом вагоне должно быть Ataturk Havalimani, а не Kirazli.

Функционирует с 06:00 до 00:30. Интервал движения 3-10 минут. Оплата проезда 5.00 лиры или 2.60 по Istanbulkart. Подробней о карте здесь.

Пересадка-на-станции-Зейтинбурну

 

Подземное метро – ветки М2, М3, М4, М5 и М6

Вслед за появлением в 1989 году первой ветки метро М1 следующая ветвь М2 на этот раз уже полноценно подземная открылась лишь в 2000-м году. А ее южное продолжение добралось в порт Yenikapi только в 2013 году.

Вообще, я хочу заметить, что лишь за последние 3 года стамбульский транспорт приобрел свою универсальность. А вообще, развитие всего транспорта в целом, как единой системы, свершилось буквально у нас на глазах уже в 21-м веке.  До этого все перевозки осуществлялись автобусами и паромами. Можете себе представить этот автодорожный коллапс?

Пассажиры стамбульского метро

 

  • Ветка метро М2 соединяет собой  морской порт Еникапы, центр старого города Аксайрай, центр нового города Таксим и северные районы Стамбула, проходящая через пролив Золотой Рог по метромосту.
  • Ветка М3 подвозит жителей спальных районов к пересечению с веткой легкого метро М1В. Наверное, никто из туристов здесь никогда и не был то))
  • Ветка метро М4 полностью расположена на азиатской части Стамбула и соединяет собой причалы и автовокзал Кадикёй с отдаленными густозаселенными районами города.
  • Ветка М5 на азиатской стороне увозит пассажиров прочь от причалов Üsküdar.
  • М6 ветка коротыш, отпачковавшаясь от ветки М2 на станции Levant.

Основная схема всех линий:

Транспорт Стамбула

 

На сегодня метро Стамбула насчитывает порядка 70 станций и еще около 30 находятся в процессе строения. На очереди несколько новых веток: М7 — M13.

Средняя скорость движения 60км/ч, а интервал от 3-х до 10 минут. Работает с 06:00 до 00:30. Оплата проезда 5.00 лиры или 2.60 по Istanbulkart.

Для более актуального состояния станций метро Стамбула на сегодня посетите официальный сайт: www.metro.istanbul/en

Галатский-мост-и-остановка

 

Магистральные трамваи

Интересный факт — трамваи в Стамбуле получили свое второе рождения только в 1990 году, когда по улице Истикляль был запущен туристический маршрут.  Народ воспринял проект «на ура» и дальнейшая судьба возрождения трамвайной системы встала на колеса.

С 1872 по 1912 год трамваи в городе функционировали на лошадиной тяге. В 1912 они обзавелись электрическими двигателями и стали основным средством передвижения вплоть до 1966 года.

Причинами ухода трамваем со сцены в то время стали увеличившийся автомобильный поток и отсутствие выделенных специально для них полос движения. Какой-то время трамваи заменялись более тихоходными троллейбусами, но и от этой идеи в последствие пришлось отказаться. Но также как и в Буэнос Аресе и Тунисе власти были вынуждены вернуть трамваи на сцену.

Итак, сегодня в Стамбуле имеется 2 магистральных маршрута трамваев Т1 и Т4.

Трамвай-у-остановки

 

Трамвай Т1

Т1 – самый популярный маршрут общественного транспорта для туристов. Во-первых, он работает в сцепке с метро М1А в схеме «добраться из аэропорта», а во-вторых, проходит по самым достопримечательным местам старого центра города вплоть до конечной станции Кабаташ.

Но и там туристам есть чем заняться! Дворец Долмбахче, причалы для прогулочных кораблей и фуникулёр на площадь Таксим и соседствующую с ней пешеходную улицу Истикляль.

На схеме маршрут движения Т1 указан синей веткой.

схема-Т1

 

Трамвай Т4

Трамвай Т4 менее популярен у туристов, но жизненно необходим жителям северных районов европейской части города. Только так без пробок и буквально за полчаса они могут добраться в центральные районы города.

Трамвай Т4 двигается по отдельному участку дороги и соответственно пробки над ним не властны. Маршрут обрел жизнь лишь в 2007 году. Его называют и легким метро за то, что 11 из 22 его станций – подземные.

График работы тот же: С 06:00 до 00:00 каждые 2-5 минут.К тому же трамваи имеют отдельную выделенную полосу, что явно сказывается на преимуществах их использования особенно в часы пик. Оплата такая же как и в метро 5.00 лиры и 2.60 лиры по карте.

На некоторых схемах вы можете найти трамвай Т2, обозначающий сегодняшний маршрут Т5 по улице Истикляль на официальных схемах. Не знаю, на сколько это правомерно делать такие обозначения, но на самом деле маршрут Т2 влился в маршрут Т1 и вроде пропал со сцены.

Внутри-трамвая

 

Исторические трамваи Т3 и Т5 (Т2)

Исторический трамвай Т5 по улице Истикляль был поставлен на рельсы в 1990 году в качестве эксперимента. Успех данной затеи и послужил «второму приходу» трамвайных линий на улицы Стамбула.

Маршрут насчитывает лишь 5 станций и на линии трамвай курсирует с 7.00 до 20.00. Интервал движения 30 минут. Тобишь скорее покататься, чем куда-то добраться.

Трамваи Т5 и Т3

 

Помимо развлекательной нагрузки трамвай служит хорошим подспорьем для тех, кто желает закольцевать маршрут при помощи 2-х фуникулеров. Ведь конечные станции Taksim и Tunel являются также конечными и для фуникулеров F1 и F2, о которых мы поговорим чуть позже.

Почему-то во время нашего визита он не был на маршруте. Поэтому весь спуск по пешеходной улице мы проделали ножками.

Раритетный-трамвай

 

Движение трамвая Т3 проложено в азиатской части города и выполнено в форме кольца. Маршрут с 10 станциями курсирует вокруг популярного торгового района Мода в части города Кадикой. График движения каждые 10 минут с 07.00 до 21.00. Оплата такая же как и везде 2.60/5.00 лиры.

Старый трамвайчик в Кадиокое

 

Фуникулеры Стамбула

Фуникулер F1

В историческом плане он не несет никакой нагрузки. Это современный маршрут, открытый в 2006 году, который соединяет конечную станцию трамвая Т1 – Kabatas и площадь Таксим. Около 600 метров путей и 75 метров перепада высоты. Несколько минут и вы на поверхности. К сожалению, движение осуществляется в непроглядной темноте.

На площади Таксим можно пересесть на ветку метро М2 или прогуляться вниз к району Галата по не замирающей улице Истикляль.

На входе в метро стоит электронный циферблат со временем до следующей отправки, так что вам всегда легко определить стоит ли напрягаться «Маня, давай бегом!» или можно спокойно осмотреть отделку стен и потолков.

Интервал движения – 5 минут.

Водитель-Трамвая

 

Фуникулер F2

А вот этот раритетный вагончик, который по старому зовется просто Tunnel,  является самым старым представителем подземного метрополитена в Европе.

Старее его лишь лондонский собрат, но это островное государство к Европе отношения не имеет.

Функционировать он начал еще в далеком 1875 году на лошадиной тяге вплоть до 1910 году, когда состав был электрифицирован. 1971 году деревянную обивку сменили на железную, в которой он красуется и по сей день.

Длина пути составляет 580 метров, а перепад высот 60м. Вагончик соединяет два района Каракёй и Галата, а также станцию трамвая Т1 Karakoy и метро ветки М2 Sishane. Подробней о районах читайте здесь.

Интервал движения – 5, 6, 7…минут или чуть больше)) Оплата стандартная.

 

Выход из Туннеля-метро

 

Канатная дорога TF1 и TF2

Практически не изученная мною часть стамбульской системы транспортного сообщения. Знаю только, что функционирует по той же системе оплаты, что уже большой плюс!

Первая череда кабинок TF1 берет высоту в районе парка Демократии, немного выше дворца Долмбахче и стадиона футбольной команды Бешикташ.

Длина подвеса 333 метра (каждому) по которому скользят 2 шестиместные кабинки. Дорога занимает 3 минуты.

У меня есть подозрение, что это дело рук сети отелей Hilton, чтобы не бегать друг к другу через горку. По одну сторону расположен отель Hilton Istanbul Bosphorus, а по другую Hilton Parksa Istanbul.

На-улице-Истикляль

Вторая линия TF2 была натянута в 2005 году между побережьем залива Золотой Рог и холмом Пьер Лотти. На холме расположено известное кафе и кладбище. Так что вашими попутчиками могут быть как туристы, так и поминальная процессия.

Итальянские проектировщики Leitner Group умудрились построить здесь самую дорогую подвесную дорогу в Турции за 5 миллионов Евро.

Стоит заметить, что на обоих склонах, где расположены подвесные канатные дороги, есть и пешеходные альтернативы.

Кабинки-канатки-на-Пьер-Лотти

 

В заключении

Друзья, как я не старался быть кратким и лаконичным, но в меру упитанный текст у меня не получился. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами вынужден объявить, что колесному транспорту и морскому сообщению придется посвятить уже третью по счету статью.

Обещаю подробно и доходчиво осветить все светлые и темные стороны этих видов сообщения, а также подчеркнуть детали для туристов в плане «что нам с того?».

Стамбул поистине многогранен, но не настолько запутан, как может показаться на первый взгляд. При должной подготовке и владением матчастью, которую я храню здесь, ваше путешествие пройдет на ура.

Едем-в-аэропорт

 

В ожидание выхода следующей статьи на тему транспорта, я подготовил вам еще парочку опусов для внеклассного чтения:

  1. Как забронировать отель в Турции
  2. Взять машину на прокат в Турции – подводные камни
  3. Как купить тур в Турцию самостоятельно.

Также в этом видео я даю небольшую регонсценировку на местности и делюсь радостью от успехов обращения с автоматами продажи Istanbulkart.

 

Подписывайтесь на обновления, делитесь материалом в соцсетях и не забывайте вставлять свои 5 копеек в комментариях — я ведь должен знать, что вы усвоили материал или подготовили свои советы и рекомендации.

Для тех кто уже отважился отправится в самостоятельное путешествие у меня есть специальный раздел «Ресурсы» и специальная статья «Новый вид подготовки к путешествиям».

Счастливых будней и умопомрачительных выходных!

С уважением, автор блога, Виктор Коровин!

 

 

Оцените статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(5 голосов, в среднем: 5 из 5)

Если вам понравлся пост, поделитесь!

Коментариев к статье: 1

  1. Там не так надо идти. В обход бычтрее [:)]

    Ответить
Оставить комментарий:

Вверх