Канал YouTube

Я в Google+Instagram

Стамбул за 36 часов

Проекты

ТОП комментаторов
  • Елена3
  • Сергей2
  • Анна2
  • Ксения2
  • Гульнара1
  • Сергей1
2 июня
2019

Как разобраться в транспортной системе Стамбула: метро, трамваи и фуникулеры

Друзья, всем привет!

Стамбул сегодня — это огромный муравейник с населением порядка 15 миллионов человек. Добрая половина из них просто вынуждена перемещаться из одной части города в другую.

Не смотря на весьма и весьма современную систему общественного транспорта здесь, по статистике, каждый обыватель в среднем тратит 91 минуту на транспортное сообщение в течение дня.

А это, извините, ого и времени в обрез на личностное саморазвитие! 1,5 часа в день – это вам не за хлебом в соседний ларек сбегать и не на рынок через дорогу сгонять.

Времени уходит более, чем нужно.

Не будем же и мы тратить его попусту. Изучим как схема метро Стамбула и его трамваем поможет и нам не теряться в транспортной паутине.

Начнем.

На-подступах-к-Султанахмет

 

Метро в Стамбуле

В прошлой статье мы довольно таки уверенно разобрали транспорт в Стамбуле по всем пунктам и взяли хороший старт.

Вот и сегодня мы не дадим ни одного шанса закрасться каверзному вопросу касательного местного метрополитена.

Пассажиры стамбульского метро

 

Что мы о нем знаем?

На 2019 год метро Стамбула насчитывает 6 веток и еще 7 находятся в процессе строительства. Каждые пару месяцев старые карты метро становятся не актуальными, так как вводятся новые станции.

Дело пошло на лад, но так было не всегда. Дело в том, что стамбульский метрополитен довольно молод. Ведь начало строительства (несмотря на древний Тоннель, который открыли в 1875 году) было лишь в 1989 году.

Станция метро М2 Халич

 

Да и то, строительство велось не шатко не валко из-за постоянных археологических находок и сейсмической опасности.

Зато метро в Стамбуле с уверенностью можно назвать комфортным и современным: минимум рекламы, лифты и эскалаторы, в вагонах есть кондиционеры. Разметка на полу и указатели не дадут вам заблудиться.

Спуск-в-метро-по-эскалаторам

 

Время работы и цена проезда

Метро работает с 6:00 утра до 00:00 вечера. За проезд вы сможете заплатить при помощи магнитных карт: одноразовых и многоразовых.

Довольно часто я встречаю в текстах упоминания о жетонах. Я их уже давно в глаза не видел. Кто-либо платил ими в последнее время или просто авторы давно не обновляли свои статьи?

Как и в другом транспорте Стамбула здесь выгодно использовать Истанбулкард. Стоимость поездки составит 2.60 лиры и 1.85 лиры за последующую пересадку. Одноразовый же билетик стоит 5 лир, а 3-х разовый 11 лир.

Есть еще и проездные на подобие Mavi Kart за 205 лир с определенным количеством поездок. Но для туристов, как я думаю, это не актуально.

Стоимость-проезда-и-расписание-метро

 

Схема метро

На 2019 год действует 6 веток метро и ветка Мармарай, о которой у меня есть отдельная статья.

В статье я буду приводить карты на начало 2019 года, но для проверки их актуальности на момент вашего отъезда, лучше зайти на официальный сайт metro.istanbul.

Вот ссылка на карту метро Стамбула в хорошем качестве.

Схема метро Стамбула 2019

 

Действующие ветки М1-М6

Из 6-ти запущенных веток метро классификация следующая:

  1. М1А и М1B (красная) — легкое метро с большинством наземных станций, схожая по характеристикам с трамваем Т1. с 9 апреля 2019 года потеряла свой исторический смысл после закрытия аэропорта Ататюрка. Теперь может быть интересна только на перегоне Yenikapi — Otogar, чтобы добраться с паромных причалов до автовокзала и обратно. На станции Otogar ветка расходится на 2 направления.
  2. М2 (зеленая) — на станции Yenikapi эта векта соединяется с М1 и уносит пересевших пассажиров через бухту Золотой Рог и площадь Таксим на север Стамбула. Интересна как способ попасть на пешеходную улицу Истикляль (Şışhane) и к торговым центрам (Şişli).
  3. М3 (голубая) — совершенно нетуристическая и поэтому не интересная нам ветка для жителей пригорода Стамбула
  4. М4 (розовая) — главная линия азиатской части, соединяющая паромный причал Кадикёй с ж.д. вокзалом (Pendik) и вскоре аэропортом Сабиха Гекчен. На сегодня самая длинная ветка метро Стамбула
  5. М5 (фиолетовая) — еще одна ветка метро на азиатской части города. Уносит пассажиров от паромного причала Юськюдар в район Стамбула Умрание. Интересна разве что, чтобы попасть на холм Чамлыджа (Kısıklı) с шикарным видом.
  6. М6 (бежевая) — так называемый people moover, короткая ветка всего на 4 станции между районом Левент и университетом Богазчи.

Пересадка-на-станции-Зейтинбурну

Строящиеся ветки метро

Градоначальники Стамбула не стоят на месте и по методу «пятилетку за 2 года» вводят в эксплуатацию новые ветки метро и новые станции.

На сегодня нам интересны 2 ветки:

  • М11, которая с пересадкой на зеленой ветке М2 привезет нас в Новый Аэропорт Стамбула
  • окончание строительства ветки М4 в аэропорт Сабиха Гекчен

Оба проекта готовят на 2020 год, так что ждать осталось не много.

В остальном другие ветки строятся в основном, чтобы связать периферии города, который теперь раскинулся не только на 2 берега, но и на 2 моря, с центром.

Большая карта у меня не поместилась, поэтому посмотреть оригинал можно тут.

Ветки метро в процессе строительства

 

Магистральные трамваи

С 1872 по 1912 год трамваи в городе функционировали на лошадиной тяге. В 1912 они обзавелись электрическими двигателями и стали основным средством передвижения вплоть до 1966 года.

Интересный факт — трамваи в Стамбуле получили свое второе рождения только в 1990 году, когда по улице Истикляль был запущен туристический маршрут.  Народ воспринял проект «на ура» и дальнейшая судьба возрождения трамвайной системы встала на колеса.

Галатский-мост-и-остановка

 

Причинами ухода трамваем со сцены в то время стали увеличившийся автомобильный поток и отсутствие выделенных специально для них полос движения.

Какой-то время трамваи заменялись более тихоходными троллейбусами, но и от этой идеи в последствие пришлось отказаться. Но также как и в Буэнос Аресе и Тунисе власти были вынуждены вернуть трамваи на сцену.

Итак, сегодня в Стамбуле имеется 2 магистральных маршрута трамваев Т1 и Т4.

Оплата проезда такая же, как и в метро 2.60/5.00 лиры и дети до 6 лет бесплатно.

Трамвай-у-остановки

 

Трамвай Т1

Т1 – самый популярный маршрут общественного транспорта для туристов. Провозит вас через весь центр города и практически все нужные вам достопримечательности.

Движение с 6:00 утра до 00:00 с интервалом 2 минуты и до 5 минут поздним вечером.

32 остановки проходятся чуть больше, чем за 1 час. На его пути вас ждет и встреча с музеями, дворцами, паромными переправами и фуникулерами к башне Галата и улице Истикляль.

В общем, обратите на этот маршрут самое пристальное внимание.

Линия-трамвая-Т1 и остановки

 

Я укажу лишь некоторые популярные остановки на этом маршруте:

  • Topkapı — музей-панорама взятия Константинополя в 1453 году
  • Laleli — район-рынок, популярный у русских туристов
  • Beyazit — знаменитый Гранд Базар
  • Sultanahmet — Айя София и Голубая мечеть
  • Sirkeci — вокзал Восточного Экспресса и пересадка на Мармарай
  • Eminönü — паромный причал и Галатский мост
  • Karaköy — паромный причал и пересадка на фуникулер к башне Галата
  • Kabataş — паромный причал и фуникулер на площадь Таксим и дворец Долмбахче

Трамвай-Т1-в-аэропорт-Ататюрка

 

Трамвай Т4

Трамвай Т4 менее популярен у туристов, но жизненно необходим жителям северных районов европейской части города. Только так без пробок и буквально за полчаса они могут добраться в центральные районы города.

Двигается он по отдельному участку дороги и соответственно пробки над ним не властны. Маршрут обрел жизнь лишь в 2007 году. Его называют и легким метро за то, что 11 из 22 его станций – подземные.

Пересекается с линией трамвая Т1 на остановке Topkapi

График работы тот же: С 06:00 до 00:00 каждые 2-5 минут.

Внутри-трамвая

 

Исторические трамваи Т2 и Т3

Исторический трамвай Т2 по улице Истикляль известный больше как Nostalgic Tram, впервые был поставлен на рельсы в 1883 году и приводился в движение лошадьми. А после долгих перипетий судьбы в качестве эксперимента в 1990 году его вернули на рейсы.

Идея так понравилась жителям и гостям города, что функционирует до сих пор.

Маршрут насчитывает лишь 5 станций и на линии трамвай курсирует с 7.00 до 20.00. Интервал движения 30 минут. Тобишь это скорее про покататься, чем куда-то добраться. Цена проезда как и везде.

Ностальгический трамвай Т2

 

Помимо развлекательной нагрузки трамвай служит хорошим подспорьем для тех, кто желает закольцевать маршрут при помощи 2-х фуникулеров. Ведь конечные станции Taksim и Tunel являются также конечными и для фуникулеров F1 и F2, о которых мы поговорим чуть позже.

Интересный факты и истории и картинки о ностальгическом трамвае можно почитать на этом сайте nostaljiktramvay.iett.istanbul/en

Маршруты исторических трамваев

 

Движение трамвая Т3 проложено в азиатской части города и выполнено в форме кольца. Маршрут с 10 станциями курсирует вокруг популярного торгового района Мода в части города Кадикёй.

График движения каждые 10 минут с 07.00 до 21.00. Оплата такая же как и везде 2.60/5.00 лиры.

Можете выйти на любой остановке и окунуться в гущу толпы шумного района.

Старый трамвайчик в Кадиокое

 

Фуникулеры Стамбула

Фуникулер F1

В историческом плане он не несет никакой нагрузки. Это современный маршрут, открытый в 2006 году, который соединяет конечную станцию трамвая Т1 – Kabatas и площадь Таксим. Около 600 метров путей и 75 метров перепада высоты. Несколько минут и вы на поверхности. К сожалению, движение осуществляется в непроглядной темноте.

На площади Таксим можно пересесть на ветку метро М2 или прогуляться вниз к району Галата по не замирающей улице Истикляль.

На входе в метро стоит электронный циферблат со временем до следующей отправки, так что вам всегда легко определить стоит ли напрягаться «Маня, давай бегом!» или можно спокойно осмотреть отделку стен и потолков.

Интервал движения – 5 минут.

Водитель-Трамвая

 

Фуникулер F2

А вот этот раритетный вагончик, который по старому зовется просто Tunnel,  является самым старым представителем подземного метрополитена в Европе.

Старее его лишь лондонский собрат, но это островное государство к Европе отношения не имеет.

Функционировать он начал еще в далеком 1875 году на лошадиной тяге вплоть до 1910 году, когда состав был электрифицирован. 1971 году деревянную обивку сменили на железную, в которой он красуется и по сей день.

Длина пути составляет 580 метров, а перепад высот 60м. Вагончик соединяет два района Каракёй и Галата, а также станцию трамвая Т1 Karakoy и метро ветки М2 Şişhane. Подробней о районах читайте здесь.

Интервал движения – 5, 6, 7…минут или чуть больше)) Оплата стандартная.

Выход из Туннеля-метро

 

Канатная дорога TF1 и TF2

Практически не изученная мною часть стамбульской системы транспортного сообщения. Знаю только, что функционирует по той же системе оплаты, что уже большой плюс!

Первая череда кабинок TF1 берет высоту в районе парка Демократии, немного выше дворца Долмбахче и стадиона футбольной команды Бешикташ.

Длина подвеса 333 метра (каждому) по которому скользят 2 шестиместные кабинки. Дорога занимает 3 минуты.

У меня есть подозрение, что это дело рук сети отелей Hilton, чтобы не бегать друг к другу через горку. По одну сторону расположен отель Hilton Istanbul Bosphorus, а по другую Hilton Parksa Istanbul.

Фуникулер на холм Пьера Лотти

 

Вторая линия TF2 была натянута в 2005 году между побережьем залива Золотой Рог и холмом Пьер Лотти. На холме расположено известное кафе и кладбище. Так что вашими попутчиками могут быть как туристы, так и поминальная процессия.

Итальянские проектировщики Leitner Group умудрились построить здесь самую дорогую подвесную дорогу в Турции за 5 миллионов Евро.

Стоит заметить, что на обоих склонах, где расположены подвесные канатные дороги, есть и пешеходные альтернативы.

Кабинки-канатки-на-Пьер-Лотти

 

В заключении

Друзья, как я не старался быть кратким и лаконичным, но в меру упитанный текст у меня не получился. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами вынужден объявить, что колесному транспорту сообщению придется посвятить уже третью по счету статью.

Обещаю подробно и доходчиво осветить все светлые и темные стороны этих видов сообщения, а также подчеркнуть детали для туристов в плане «что нам с того?».

Стамбул поистине многогранен, но не настолько запутан, как может показаться на первый взгляд.

При должной подготовке и владением матчастью, которую я храню здесь, ваше путешествие пройдет на ура.

Едем-в-аэропорт

 

В ожидание выхода следующей статьи на тему транспорта, я подготовил вам еще парочку опусов для внеклассного чтения:

  1. Как забронировать отель в Турции
  2. Взять машину на прокат в Турции – подводные камни
  3. Как купить тур в Турцию самостоятельно.

Также в этом видео я даю небольшую регонсценировку на местности и делюсь радостью от успехов обращения с автоматами продажи Istanbulkart.

 

Подписывайтесь на обновления, делитесь материалом в соцсетях и не забывайте вставлять свои 5 копеек в комментариях — я ведь должен знать, что вы усвоили материал или подготовили свои советы и рекомендации.

Для тех кто уже отважился отправится в самостоятельное путешествие у меня есть специальный раздел «Ресурсы» и специальная статья «Новый вид подготовки к путешествиям».

Счастливых будней и умопомрачительных выходных!

С уважением, автор блога, Виктор Коровин!

 

 

Оцените статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(11 голосов, в среднем: 5 из 5)

Если вам понравлся пост, поделитесь!

комментария 4

  1. Там не так надо идти. В обход бычтрее [:)]

    Ответить
  2. 2 раза была в Стамбуле и ни разу транспортом не пользовалась: раз проездом из Анкары на автобусе и раз на 1-дневной экскурсии из Кемера на самолете. Хорошо так описали все, полезно. Обзавидовалась кондиционируемому метро. А в Измире метро тоже с кондиционером? И что-то я там из статьи не поняла сколько стоит одноразовый проезд на метро от аэропорта до Басмане.

    Ответить
    • Елена, добрый день!
      Метро в Измире такое же, как и в Стамбуле, да и трамваи. У меня такое ощущение, что у них одна фирма кропает на всю страну)) До аэропорта от Басмане ходит не метро, а пригородная электричка. Оплата плавающая в зависимости от количества остановок. Проезд по этому участку стоит 6-7 лир.

      Ответить
      • Спасибо

        Ответить
Оставить комментарий:

Вверх