Канал YouTube

Я в Google+Instagram

Отдых в Крыму 2017

Партнеры

Это вам нужно!
Есть вопросы о Крыме?


Узнать Бесплатно!

ТОП комментаторов
  • Лиза4
  • Анастасия4
  • Татьяна2
  • Татьяна1
  • Мария1
  • Анатолий1
6 августа
2017

Как разобраться в транспортной системе Стамбула. Часть 2

Приветствую вас, дорогие читатели!

Мы продолжаем практически неподъемную тему транспортного сообщения в Стамбуле. Изначально я планировал уместиться со своим разбором в одну статью, но, как видите, это уже третья по счету.

Транспорт в Стамбуле реально многогранен и нереально увлекателен. Разобравшись с этим вопросом раз и на всегда, вы будите скакать с подножку на подножку транспортных средств, успевая буквально на лету оплачивать проезд Istanbul Card.

Если вы понятия не имеете, почему я тут рекламирую какую-то карту, то вам в 1-ю часть повествования. Ее будет достаточно, кто знать ничего не хочет про этот транспорт, а только хочет понять как приехать из аэропорта прямо ко входу Собора Святая София.

Во 2-й части я выложился по полной насчет электрифицированного общественного транспорта: метро, трамваи и фуникулеры.

Сегодня мы продолжим разбираться с автобусами, паромами, а также закончим статью революционным проектом Мармарай, проходящим под проливом Босфор.

Если вы задаетесь вопросом «на кой мне все эти знания», то изначально прочтите статью «Что посмотреть в Стамбуле за 3 дня» и после возвращайтесь, чтобы выяснить только нужные именно вам вопросы.

Ну да ладно с прелюдией. В бой!

Прогулка-к-площади-Султанахмет

 

Метробасы

Длинное зеленое чудо-юдо с гармошкой, что это?

Нет, это не крокодил Гена, а современные стамбульские метробасы – скоростные автобусы, запущенные в дело в 2005 году.

Это уникальное изобретение местных кулибиных, которые при помощи автобусных составов решили заменить дополнительную ветку метро.

На дороге это выглядит так. 2 длинномерных автобуса с гармошкой посередине идут ноздря в ноздрю друг за другом с интервалом в 5-7 метров. А на остановках кажется, что это вообще 4-х вагонный состав.

Метробасы-в-Стамбуле

 

Скоростной автобус по маршруту «Европа – центр – Азия» движется по отдельно выделенной полосе, причем с левосторонним движением. Ну это легко объяснить наличие платформ для посадки-высадки по средине трассы.

Единственное узкое горлышко бутылки — это Босфорский мост, где приоритета движения у метробуса нет, в остальных случаях он летит очень и очень бодро.

Кстати, именно из-за этого мы имеем автобус, а не метро, так как на рельсах через мост решили сэкономить.

Кажется, что все здорово. Но вы только посмотрите какие на них могут быть очереди. Поэтому не удивительно, если вы таки не втиснитесь в 1-й или 2-й состав. Отлично, что ждать следующего автобуса не долго))

Посадка-в-Метробас

Интервал движение – 30 секунд. На картах города обозначается как Е-5 и есть несколько маршрутов, которые двигаются по одной и той же трассе, но с разными конечными остановками:

34, 34C, 34A, 34Z, 34G

Метробус по ходу движения имеет пересечение практически со всеми видами транспорта и играет роль кольцевой ветки метро.

Метробас-схема

 

Автобусы

2500 машин, практически 500 маршрутов и более 10 000 остановок. Впечатляет правда? И вот пойди разберись во всех этих хитрых схемах, которые больше похожи на электрические схемы какого-нибудь генератора.

Но не переживайте! Сложность со знанием маршрутов возникает не только у туристов. Например, когда нам нужно было добраться от Гранд Базара до мегацентра Olivia Center, я в 2 счета просчитал, как нам это сделать с пересадками через метрополитен, но хотелось ведь побыстрее. Местные были бессильны нам помочь. И только прочитав с десяток отзывов о шопинг-центре в сети я выудил информацию о нужном нам прямо автобусном маршруте.

В-стамбульском-автобусе

 

Большинстве автобусов в Стамбуле новые и современные. В основном это Мерседесы и МАНы, хотя и встречаются старые добрые Икарусы. Расписание движения отличается от маршрута к маршруту, но оплата проезда везде унифицирована как и в метро и трамвае. Наличными оплата не принимается.

Как турист, вы столкнетесь с использованием буквально 2-3-х маршрутов, поэтому особо заморачиваться с изучением я не рекомендую.

В сети вы можете найти выкладки автобусных остановок, хотя там вообще просто легко запутаться в самих названиях. Лучшее, что можно с этим поделать, это отправится на официальный сайт: www.iett.istanbul/en и там в Route Planner попробовать подыскать свой маршрут.

Когда нам второй раз нужно было попасть в центр продажи кожаных и меховых изделий мы узнали номер маршрута у владельца отеля и название нашей конечно остановки. Когда подошел автобус, то мы просто постарались как можно более по-турецки произнести название нужной нам станции и фокус удался))

Водитель-автобуса

 

Долмуши

Это небольшие автобусы, в духе наших «топиков», управляемые частными компаниями, которые рыскают по улицам города вне центральной части. Оплата здесь по факту, тобишь наличными. График движения зависит от наполняемости салона.

Как туристу вам вряд ли придется ими воспользоваться. Разве только по наводке кого-то из знакомых, когда вам нужно будет подъехать куда либо вне туристического района от станции метро.

Долмуши-в-Стамбуле

 

Паромы по Босфору

Причалы и условия перевозки

Нет необходимости мне говорить, что паромы в Стамбуле такой же значимый вид транспорта как автобусы или метро. Первые паромы были запущены через Босфор в далеком 1837 году и до открытия в 1973 году первого Босфорского моста, паромы были единственным средством передвижения между европейской и азиатской частью города!

Кстати, Стамбулу принадлежит еще один рекорд – между причалами Кабаташ и Ускюдар был запущен 1-й в мире рейсовый паром, который ходил по расписанию.

Ну а сегодня, конечно же, этим никого не удивишь. Количество пассажирских судов, снующих между 10-м причалов по обе стороны пролива не поддается счету. Сегодня быстро и комфортно можно попасть из одной части города в другую за каких-то 15-20 минут без пробок и выхлопных газов.

На-причале-Эминону

Даже если ваша дорожная карта не включает в себя необходимость поездки на пароме, все равно не откажите себе в удовольствие. Тем более цена билета на базовых маршрутах не отличается от проезда в трамвае или метро.

Основные причалы европейской стороны: Эминону и Каракой, по обе стороны Галатского моста и Кабаташ и Бешикташ. Главные же причалы азиатской части: Юськюдар и Кадикёй. Вот между ними и осуществляется движение.

Найдите на карте нужные вам названия на турецком: Eminonu, Karakoy, Kabatas, Besiktas, Uskudar и Kadikoy и высматривайте их при посадке на борт парома, чтобы уехать в нужном вам направление.

Станция-посадки-на-паромы

 

Паромные компании

Ну тут без бутылки не разберешься, хотя, на вашем месте, я бы и не стал. Вот мне лично все равно на каком пароме и чей фирмы я отправлюсь в плавание. Различаются они по классам самих паромов, но оплачиваются везде одной и той же Istanbulkart. Разные комании имеют разные причалы, но все они расположены рядом друг с другом, а интервал движения у всех 15-20 минут.

Паромы-компании-Sehir

Перво-наперво в Стамбуле имеется 2 государственные компании: Sehir Hatlari (расписание можно глянуть тут en.sehirhatlari.istanbul/en) и IDO (http://www.ido.com.tr/en).  И если первая осуществляет перевозки только в черте города на обычных паромах, то IDO манипулирует скоростными судами и к тому же работает на маршрутах межгород.

Паромы-IDO

Но есть и частные лавочки Turyol (www.turyol.com) и Dentur (www.denturavrasya.com/en-EN). Единственно отличие здесь то, что паромы чуть меньше и чуть новее. Тем не менее, повторяю, особой разница на каком пароме скакать по Босфору я не вижу.

Паром-Dentur

Все зависит от расписания и места сбора пассажиров на отправку. Ну и может быть так, что один паром идет на прямую Kadikoy — Eminonu, а другой еще заходит на причалы Karakoy.

Паромы-компании-Turyol

 

Мармарай

Это так называемый «шелковый путь 21-го века» — поезд, потенциал которого 1.5 млн. человек ежедневно, способный в кратчайшее время доставить пассажиров из азиатской части города в европейскую и обратно.

Сегодня расстояние от Юскюдар до Сиркеджи, которое раньше преодолевалось за полчаса с пересадками, теперь  занимает всего лишь 4 минуты.

К тому же он решает еще одну проблему прошлого – доставка пассажиров из азиатской части в аэропорт Ататюрка (на конечной станции Еникапы нужно пересесть на легкий поезд М1А).

Мармарай-метропоезд

Стартовал проекта в 2004 год и уже в 2009 планировали его окончание. Но из-за постоянных «кладов» полных археологических находок, работы приходилось останавливать, а маршрут даже подправлять. Запуск первого состава состоялся в 2013 году.

На сегодня это первая железнодорожная система, которая связали азиатскую и европейские части города. Глубина тоннеля под Босфором 55 м. Стоимость проезда как и везде 4/2.30 лиры.

На данный момент построено только 5 станций. Планируется построить еще 10 станций в западном направление и 15 станций в восточном и таким образом связать пригороды Стамбула с пригородными поездами и как бы пронзить Стамбул насквозь одной линией.

Кстати, специально для этого проекта пригородные электрички (известные раньше как В1 и В2) были упразднены и со временем будут вплетены в общую сеть системы Мармарай.

Поезд-Мармарай

 

Диверсия или грубые просчеты?

Друзья, я думаю тяжело переоценить значение сообщения между 2-мя берегами Стамбула, ведь это не только связь 2-х половинок города, но и более глобальное объединение Европы и Азии в одном из самых густозаселенных районов планеты. И глядя на этот стратегический момент отсутствие до сих пор грузового туннеля под Босфором вызывает недоумение.

Если вы не понимаете о чем я говорю и всю ценность данного объекта строительства, то лучше будет спросить у англичан, зачем им пришлось рыть тоннель под Ла-Маншем аж в 50 км, чтобы связать Англию и Европу?

А сколько рыть нужно под Босфором? Один, может, два километра?

Проект-Мармарай

 

А сколько тонн груза можно перевезти по средствам поезда Мармарай? Причем учтите, что благодаря профилю строительства ни один грузовой вагон в тоннеле не пройдет из-за диаметра самого тоннеля и нестандартной колеи.

Поэтому все-таки название «шелковый путь» — это чья-то издевка или глупая шутка? И как можно назвать проект данного строительства от турецко-японской фирмы Taisei Corporation? Диверсия?

Не ну есть же новый туннель «Евразия» возразит кто-то. Давайте посмотрим на этот туннель. Только для легковых машин и микроавтобусов. Опять с грузами пролет!

Тоннель-Евразия

 

И заметьте, что в Стамбуле уже открыт 3-й автомобильный мост, но ни одного железнодорожного. А теперь выясняется, что и тоннель под Босфором, тоже не для железных дорог. Тобишь построенный более 100 лет назад «Восточный экспресс», так никуда дальше и не пойдет. А останется всего лишь музейным экспонатом из романов Агаты Кристи.

Опять же, если вы задаетесь вопросом а зачем Турции железная дорога, то попробуйте попутешествовать по Европе без автомобиля, особенно по северной: Франция, Германия, Голландия, Австрия и т.д. И посмотрите, какое там самое дешевое средство передвижения между городами и странами.

3-й-стамбульский-мост

 

И напоследок

Друзья, мы с вами удачно финишировали и думаю вопросов по транспорту больше быть не должно. Если же они все таки остались или вам есть, что добавить, то приглашаю вас в поле для комментариев.

В конце хотел бы порекомендовать несколько свежих статей по теме Турции:

  1. Районы Стамбула – где остановиться
  2. Что посмотреть в Стамбуле за 3 дня
  3. Как самому забронировать отель в Турции

 

А какое будет ваше резюме по поводу Стамбульского транспорта? Или может вы не согласны с моим мнением относительно тоннеля под Босфором? Прошу в комментариях высказать свое мнения. Первого комментатора ждет подарок!

А пока подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропустить самые интересные стать, которые еще впереди. Также делитесь радостью и нужной статьей в соцсетях.

На закуску видео о нашей поездке на арендованном авто по Турции:

 

 

Заглядывайте во вкладки «Инструменты для путешественников«, «Ресурсы» и «Видеогиды«, делайте утреннюю гимнастику и планируйте ваши путешествия прежде, чем запрыгнуть в самолет.

Счастья и удачи!

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

Теги:
Оцените статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 1 из 5)

Если вам понравлся пост, поделитесь!

Коментариев к статье: 0

    Оставить комментарий:

    Вверх