TelegramВКонтакте

9 августа
2023

Мармарай Стамбул – соединяя континенты под Босфором

Коллеги, всем здравия!

По загадочным обстоятельствам на рубеже веков строительство транспортных магистралей под Босфором не велось вообще.

И вдруг, как по чьей-либо отмашке, турки взяли низкий старт на строительство транспортных артерий через пролив.

О политических вопросах мы поговорим в конце статьи. Говорим сегодня про Мармарай Стамбул и его вклад в туристическую привлекательность города.

И пускай это не Восточный Экспресс, но, уповаю, что и до него дело дойдет.

Разберем все нюансы поездки по ветке и добавим информации в копилку знаний о транспорте Стамбула, а также его туристической привлекательности из путеводителя «Стамбул за 36 часов«.

Начнем.

Внутри подземки Стамбула

 

Что такое Мармарай?

Проект железной дороги под Босфором от названий Marmara (Мраморное море) и ray (рельс).

Это «шелковый путь 21-го века». Монорельс способный в кратчайшее время доставлять 1.5 млн. пассажиров из азиатской части города в европейскую и обратно ежедневно.

Стартовал проект с целью соединить 2 берега и 2 станции Sirkici (Европа) и Üsküdar (Азия). Дальше добавили еще пару станций, чтобы обеспечить пересадки на метро М1 и М2 (Европа) и М4 (Азия).

С марта 2019 года линию и того большое соединили с пригородным железнодорожным сообщением, что дало возможность путешествовать с одного конца Стамбула на другой.

Проект строительства Мармарай

 

В принципе, Мармарай — можно назвать электричкой, которая часть пути проходит в подводном тоннеле под Босфором на глубине 60м.

Стартовал проекта в 2004 год и уже в 2009 планировали его окончание. Но из-за постоянных «кладов» полных археологических находок, работы приходилось останавливать, а маршрут даже подправлять. Запуск первого состава состоялся в 2013 году.

А участок нового строительства в 13.6 км дополнился еще и модернизацией и реконструкцией 37 наземных станций.

Мармарай-метропоезд

 

Мармарай до 2019 года

До 13 марта 2019 года ветка насчитывала всего 5 станций:

  • Ayrılık Çeşmesi и Üsküdar на азиатской части
  • Sirkeci, Yenikapı и Kazlıçeşme на европейской

Проезд оплачивался по стандартному тарифу 2.60 лиры и вся дорога занимала не более 15 минут. Дальше вам нужно было совершить пересадку на европейскую или азиатскую ветку метро или запрыгнуть на причале на нужный паром.

По большей части использовалась пассажирами паромов IDO, прибывающих на причалы Yenikapi и туристами между станциями Sirkeci и Üsküdar в обход паромов.

Вот схема Мармарай, которая была раньше:

Проект-Мармарай

 

Мармарай с 2022-го

Свершилось чудо и грандиозное открытие полноценного 77 км ветки пригородного сообщения Marmaray на 43 станции!

Теперь из района аэропорта Ататюрка с конечной станции Halkalı попасть самый отдалённый азиатский рубеж Стамбула Gebze менее, чем за 2 часа. А точнее за 114 минут.

Как это получилось? Некогда функционирующие электрички В1 и В2, объединили с подводным участком под Босфором и реконструировали большую часть станций.

Помимо этого, теперь под Босфором проходят даже некоторые поезда из Анкары и Коньи и имеют свои конечные станции на европейском берегу.

  • Официальный сайт

Вся линия Мармарай и 43 станции

 

График работы

Правило правой руки — Мармарай работает с 6:00 до 00:00. А теперь нюансы.

  • Ниже вы видите расписание, где видно, когда отправляется 1-й поезд и последний. Тобишь время работы зависит от станции, где вы находитесь.
  • По выходным (пятница и суббота), поезда ходят дольше, до примерно 02:00.
  • Есть большой пробег (Gebze-Hakali) и маленький (Pendik-Atakoy). Обычно они чередуются.
  • Интервал движений 7-8 минут. Но после 22:00 он увеличивается.
  • Вечером некоторые поезда могут идти только до станции Zeytinburnu.

Карту маршрута в полном размере вы можете скачать отсюда.

marmaray ilk ve son saatler 2023

 

И еще пару моментов:

  1. Раньше встречались короткие (5) и длинные вагоны (10). Это было важно в плане, где занимать место на перроне. Но сейчас короткие составы мне не встречаются.
  2. На перроне желтыми стрелками помечено, где будет находится дверь поезда. Занимайте места заранее.
  3. Перескакивать из состава одного направления в состав другого можно бесплатно.
  4. Двери открываются сами. Ничего дергать и нажимать не нужно.

Вагоны-Мармарай

 

Оплата проезда

Новая тарифная сетка зависит от количества остановок: 15.00 — 33.20tl

При входе на перрон через турникеты с вашей Istanbulkart снимут 25.68 tl — это цена за проезд за 22-28 станций. Может быть чуть больше, может чуть меньше.

А теперь фишка:

  • если вы турист и вас незарегистрированная Istanbul Kart — то 25.68tl ваша финальная стоимость проезда
  • если вы местный и вы зарегистрировали свою Istanbul Kart — то по выходу приложите карту к аппарату и вам вернут неиспользованные средства (если вы проехали меньше 22 станций).

Подробней об этом здесь.

Учтите! Если вы зашли и вышли на одной и то же станции, то возврата денег за билет нет! Не бегайте туда-сюда через турникет!

Возврат-средств-в-Мармарай

 

На картинке выше, видно, что турникет на выходе деньги не возвращает. Обязательно ищите специальные аппараты или следите за местными.

Самые частые вопросы возникают при поиске таких автоматов на станции Sirkeci. Не пропустите их.

Важно знать:

  1. Туристы с 2023-го право на возврат средств больше не имеют, поэтому можно смело ездить по 1-й карте толпой.
  2. При пересадке с другого транспорта с вас возьмут (с местных) 15.00 tl при любом количестве остановок. У туристов без скидок.

Цены на проезд в Мармарай 2023

 

Станции ветки Мармарай

На сегодня в строю мы имеем 43 станции. Упомяну наиболее интересные.

На европейской стороне:

  • Küçükçekmece – одноименное озеро и городской пляж Menekşe
  • Florya Akvaryum – стамбульский Аквариум
  • Yeşilköy – городские пляжи
  • Zeytinburnu – шубы, кожа и все такое
  • Yenikapı – паромный причал дальнего следования
  • Sirkeci – кассы ж.д. вокзала и близость района Султанахмет

На азиатской стороне:

  • Üsküdar – паромный причал
  • Söğütlüçeşme – конечная поездов из Анкары
  • Feneryolu – прогулочный район Фенербахче
  • Erenköy – пляжи азиатской стороны
  • Bostanci – паромы на Принцевы острова
  • Kartal – паромы в Ялову
  • Pendik – автобусы в аэропорт Сабиха Гекчен

Оплата проезда в Мармарай

 

А что с поездами?

Как вы помните, в центре Стамбула есть 2 исторических вокзала Sirkeci и Hydarpaşa, которые со временем потеряли свое значение.

И если 1-й еще функционирует как музей Восточного Экспресса, ресторан, билетная касса и место проведение выступления дервишей, то 2-й уже ремонтируется который год.

Музей-Восточного-Экспресса

 

Сегодня поезда из Анкары и Коньи в Стамбуле имеют свою конечную на станции Söğütlüçeşme. А эта совсем рядом с районом Кадикёй и паромной переправой.

По дороге поезда также останавливаются на станциях Bostanci (паромные причалы), Pendik (автобус в аэропорт Сабиха Гекчен) и Gebze (конечная у Мармарай).

Поезд-Мармарай

 

Какая польза от Мармарай туристам

  1. Самый быстрый способ перебраться из Азии в Европу
  2. Возможность из Азии попасть на причалы Yenikapi, чтобы стартовать на пароме в Бурсу, Ялову и Бандырму.
  3. Возможность скакнуть из Стамбула в Анкару или Конью на скоростном поезде за 4.5 часа без необходимости ехать к черту на кулички.
  4. Вокзал Sirkeci стал теперь не просто музеем, а и удобным транспортным узлом
  5. Из аэропорта Сабиха Гекчен можно без пробок на такси до Pendik (8 км) и на Мармарай торжественно въехать в самое сердце Стамбула.
  6. Скакнуть из исторического центра в отдаленные районы азиатского Стамбула меньше, чем за полчаса.

Учтите! В час пик (с работы-на работу) и непогоду (снег-гололед) поезда сильно перегружены и сесть на него в центре (станции Sirkeci, Uskudar) весьма сложно.

Внутри-вагона-Мармарай

 

Что не так с Marmaray?

До сих пор не могу понять, почему турки построили под Босфором только кислый монорельс и не захотели возводить полноценную железную дорогу?

Думаю, тяжело переоценить значение сообщения между 2-мя берегами Стамбула, ведь это не только связь 2-х половинок города, но глобальное объединение Европы и Азии в одном из самых густонаселенных районов планеты.

Это же реально один из столпов Великого Шелкового Пути и трансфер грузов по давно замышляемому немцами направлению Багдад – Берлин.

Если вы не понимаете всю ценность данного объекта строительства, то лучше будет спросить у англичан, зачем им пришлось рыть тоннель под Ла-Маншем аж в 50 км, чтобы связать Англию и Европу?

3-й-стамбульский-мост

 

А сколько рыть нужно под Босфором? 1-2 километра?

А сколько тонн груза можно перевезти по средствам поезда Мармарай? Причем учтите, что благодаря профилю строительства ни один грузовой вагон в тоннеле не пройдет из-за диаметра самого тоннеля и нестандартной колеи.

Когда мечта поколения 100 летней давности «Восточный экспресс» наконец-то свершит трансконтинентальный бросок?

Тоннель-Евразия

 

Евразия и Большой стамбульский тоннель

Следующая проба пера — это тоннель Евразия. И снова мы видим, что это всего лишь калитка для легковых машин в духе «с работы — на работу».

Но, оказывается, у Турции появился еще один шанс превратиться в самую богатую транзитную страну этого региона – это Büyük İstanbul Tüneli. Еще одни подводный тоннель, который пройдет чуть севернее 1-го Босфорского моста.

Тоннель на 6.5 км обещали сделать автомобильным и железнодорожным и закончить уже к концу 2020 года. Но и тут, как мы видим, про грузовые потоки не сказано ни слова.

Это что такое! Заговор или глупость?

Большой тоннель Стамбула

 

Друзья, мы с вами удачно финишировали и разобрали ветку Мармарай в Стамбуле. Если же остались вопросы или есть что добавить, пишите в комментариях.

Также подписывайтесь на обновления нашего блога и следите за нами в приложении Инстаграм. Там всегда все самое свежее и актуальное.

В конце хотел бы порекомендовать несколько свежих статей по теме Турции:

  1. Районы Стамбула – где остановиться
  2. Что посмотреть в Стамбуле за 3 дня
  3. Как самому забронировать отель в Турции

Лёгкого и комфортного вам перемещения по Стамбулу на транспорте и пешком!

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

 

 

 

 

комментария 2

  1. Добрый день, а сейчас можно купить разовый проезд на мармарай без истамбулкарт?

    Ответить
    • Добрый. Да, есть 1-разовые билеты по 45 лир…

      Ответить
Оставить комментарий:

Внимание: все отзывы проходят премодерацию.

Вверх