TelegramВКонтакте

9 апреля
2022

Мармарай Стамбул – соединяя континенты под Босфором

Коллеги, всем здравия!

По загадочным обстоятельствам на рубеже веков строительство транспортных магистралей под Босфором не велось вообще.

И вдруг, как по чьей-либо отмашке, турки взяли низкий старт на строительство транспортных артерий через пролив.

О политических вопросах мы поговорим в конце статьи. Говорим сегодня про Мармарай Стамбул и его вклад в туристическую привлекательность города.

И пускай это не Восточный Экспресс, но, уповаю, что и до него дело дойдет.

Разберем все нюансы поездки по ветке и добавим информации в копилку знаний о транспорте Стамбула, а также его туристической привлекательности из путеводителя «Стамбул за 36 часов«.

Начнем.

Внутри подземки Стамбула

 

Что такое Мармарай?

Проект железной дороги под Босфором от названий Marmara (Мраморное море) и ray (рельс).

Это «шелковый путь 21-го века». Монорельс способный в кратчайшее время доставлять 1.5 млн. пассажиров из азиатской части города в европейскую и обратно ежедневно.

Стартовал проект с целью соединить 2 берега и 2 станции Sirkici (Европа) и Üsküdar (Азия). Дальше добавили еще пару станций, чтобы обеспечить пересадки на метро М1 и М2 (Европа) и М4 (Азия).

С марта 2019 года линию и того большое соединили с пригородным железнодорожным сообщением, что дало возможность путешествовать с одного конца Стамбула на другой.

Проект строительства Мармарай

 

В принципе, Мармарай — можно назвать электричкой, которая часть пути проходит в подводном тоннеле под Босфором на глубине 60м.

Стартовал проекта в 2004 год и уже в 2009 планировали его окончание. Но из-за постоянных «кладов» полных археологических находок, работы приходилось останавливать, а маршрут даже подправлять. Запуск первого состава состоялся в 2013 году.

А участок нового строительства в 13.6 км дополнился еще и модернизацией и реконструкцией 37 наземных станций.

Мармарай-метропоезд

 

Мармарай до 2019 года

До 13 марта 2019 года ветка насчитывала всего 5 станций:

  • Ayrılık Çeşmesi и Üsküdar на азиатской части
  • Sirkeci, Yenikapı и Kazlıçeşme на европейской

Проезд оплачивался по стандартному тарифу 2.60 лиры и вся дорога занимала не более 15 минут. Дальше вам нужно было совершить пересадку на европейскую или азиатскую ветку метро или запрыгнуть на причале на нужный паром.

По большей части использовалась пассажирами паромов IDO, прибывающих на причалы Yenikapi и туристами между станциями Sirkeci и Üsküdar в обход паромов.

Вот схема Мармарай, которая была раньше:

Проект-Мармарай

 

Мармарай 2022

Свершилось чудо и грандиозное открытие полноценного 77 км ветки пригородного сообщения Marmaray на 43 станции!

Теперь из района аэропорта Ататюрка с конечной станции Halkalı попасть самый отдалённый азиатский рубеж Стамбула Gebze менее, чем за 2 часа. А точнее за 114 минут.

Как это получилось? Некогда функционирующие электрички В1 и В2, объединили с подводным участком под Босфором и реконструировали большую часть станций.

Помимо этого, теперь под Босфором проходят даже некоторые поезда из Анкары и Коньи и имеют свои конечные станции на европейском берегу.

Официальный сайт: marmaray.gov.tr

Вся линия Мармарай и 43 станции

 

График работы

Время работы ветки с 6:00 утра до 00:00, но последние поезда с отдаленных станций Gebze и Halkali уходят в 22:00. Интервал движения в центре 5-8 минут, на окраинах до 15 минут.

А пока посмотрите на карту Мармарай в Стамбуле на сегодняшний день. Карту в полном размере вы можете скачать отсюда.

Расписание первого и последнего поезда Мармарай

 

Учтите еще 2 момента:

  1. Не все поезда следуют до конечной станции. Обычно на табло указано до какой остановки идет именно этот состав. Так делают для того, чтобы разгрузить центральную часть Стамбула.
  2. В час пик и в центре ходят длинные вагоны (8-10), а по окраинам и вне рабочих часов короткие (4-8). Так как остановка короткая, то заранее определитесь, где вам нужно стоять, чтобы не бегать по перрону. На полу есть надписи с указанием номера вагона, который здесь останавливается.

Вагоны-Мармарай

 

Оплата проезда

Стандартная разовая оплата была упразднена и введена новая тарифная сетка в зависимости от количества остановок: 7.67 — 16.96 tl

При входе на перрон через турникеты с вашей Istanbulkart снимут 15.32 tl — это цена за проезд до 28 станций. Может быть чуть больше, может чуть меньше.

По выходу, ищите аппарат возврата средств. Прикладываете карту и вам вернут неиспользованные средства.

Возврат-средств-в-Мармарай

 

На картинке выше, видно, что турникет на выходе деньги не возвращает. Обязательно ищите специальные аппараты рядом или просто следите за местными.

Самые частые вопросы возникают при поиске таких автоматов на станции Sirkeci. Не пропустите их.

Важно знать:

  1. C 2022 года снова можно ездить толпой по 1-й карте — HES code отменили. Но возврат средств будет только для 1-го пассажира. Остальные заплатят по полному тарифу. 15.32tl за поездку до 28 станций.
  2. При пересадке с другого транспорта с вас возьмут 7.67 tl при любом количестве остановок. Прикладывать повторно карту не нужно.

Marmaray tarif

 

Станции ветки Мармарай

На сегодня в строю мы имеем 43 станции. Упомяну наиболее интересные.

На европейской стороне:

  • Küçükçekmece – одноименное озеро и городской пляж Menekşe
  • Florya Akvaryum – стамбульский Аквариум
  • Yeşilköy – городские пляжи
  • Zeytinburnu – шубы, кожа и все такое
  • Yenikapı – паромный причал дальнего следования
  • Sirkeci – кассы ж.д. вокзала и близость района Султанахмет

На азиатской стороне:

  • Üsküdar – паромный причал
  • Söğütlüçeşme – конечная поездов из Анкары
  • Feneryolu – прогулочный район Фенербахче
  • Erenköy – пляжи азиатской стороны
  • Bostanci – паромы на Принцевы острова
  • Kartal – паромы в Ялову
  • Pendik – автобусы в аэропорт Сабиха Гекчен

Оплата проезда в Мармарай

 

А что с поездами?

Как вы помните, в центре Стамбула есть 2 исторических вокзала Sirkeci и Hydarpaşa, которые со временем потеряли свое значение.

И если 1-й еще функционирует как музей Восточного Экспресса, ресторан, билетная касса и место проведение выступления дервишей, то 2-й уже ремонтируется который год.

Музей-Восточного-Экспресса

 

В связи с реконструкцией пригородных железнодорожных веток не работали не только эти ж.д. вокзалы, но и вообще все поезда с азиатского берега доставляли пассажиров лишь до станции Pendik.

Цены на проезд в поезде Стамбул-Анкара-Конья

 

Сегодня же поезда из Анкары и Коньи заходят в Стамбул намного глубже и имеют свою конечную на станции Söğütlüçeşme. А эта совсем рядом с районом Кадикёй и паромной переправой.

По дороге поезда также останавливаются на станциях Bostanci (паромные причалы), Pendik (автобус в аэропорт Сабиха Гекчен) и Gebze (конечная у Мармарай).

Поезд-Мармарай

 

Какая польза от Мармарай туристам

  1. Самый быстрый способ перебраться из Азии в Европу
  2. Возможность из Азии попасть на причалы Yenikapi, чтобы стартовать на пароме в Бурсу, Ялову и Бандырму.
  3. Возможность скакнуть из Стамбула в Анкару или Конью на скоростном поезде за 4.5 часа без необходимости ехать к черту на кулички.
  4. Вокзал Sirkeci стал теперь не просто музеем, а и удобным транспортным узлом
  5. Из аэропорта Сабиха Гекчен можно без пробок доехать на автобусе до станции Pendik (8 км) и на Мармарай торжественно въехать в самое сердце Стамбула.
  6. Скакнуть из исторического центра в отдаленные районы азиатского Стамбула меньше, чем за полчаса.

Учтите! В час пик (с работы-на работу) и непогоду (снег-гололед) поезда сильно перегружены и сесть на него в центре (станции Sirkeci, Uskudar) весьма сложно.

Внутри-вагона-Мармарай

 

Что не так с Marmaray?

До сих пор не могу понять, почему турки построили под Босфором только кислый монорельс и не захотели возводить полноценную железную дорогу?

Думаю, тяжело переоценить значение сообщения между 2-мя берегами Стамбула, ведь это не только связь 2-х половинок города, но глобальное объединение Европы и Азии в одном из самых густонаселенных районов планеты.

Это же реально один из столпов Великого Шелкового Пути и трансфер грузов по давно замышляемому немцами направлению Багдад – Берлин.

Если вы не понимаете всю ценность данного объекта строительства, то лучше будет спросить у англичан, зачем им пришлось рыть тоннель под Ла-Маншем аж в 50 км, чтобы связать Англию и Европу?

3-й-стамбульский-мост

 

А сколько рыть нужно под Босфором? 1-2 километра?

А сколько тонн груза можно перевезти по средствам поезда Мармарай? Причем учтите, что благодаря профилю строительства ни один грузовой вагон в тоннеле не пройдет из-за диаметра самого тоннеля и нестандартной колеи.

Когда мечта поколения 100 летней давности «Восточный экспресс» наконец-то свершит трансконтинентальный бросок?

Тоннель-Евразия

 

Евразия и Большой стамбульский тоннель

Следующая проба пера — это тоннель Евразия. И снова мы видим, что это всего лишь калитка для легковых машин в духе «с работы — на работу».

Но, оказывается, у Турции появился еще один шанс превратиться в самую богатую транзитную страну этого региона – это Büyük İstanbul Tüneli. Еще одни подводный тоннель, который пройдет чуть севернее 1-го Босфорского моста.

Тоннель на 6.5 км обещали сделать автомобильным и железнодорожным и закончить уже к концу 2020 года. Но и тут, как мы видим, про грузовые потоки не сказано ни слова.

Это что такое! Заговор или глупость?

Большой тоннель Стамбула

 

Друзья, мы с вами удачно финишировали и разобрали ветку Мармарай в Стамбуле от и до. Если же остались вопросы или вам есть, что добавить, то приглашаю вас в поле для комментариев.

Также подписывайтесь на обновления нашего блога и следите за нами в приложении Инстаграм. Там всегда все самое свежее и актуальное.

В конце хотел бы порекомендовать несколько свежих статей по теме Турции:

  1. Районы Стамбула – где остановиться
  2. Что посмотреть в Стамбуле за 3 дня
  3. Как самому забронировать отель в Турции

Лёгкого и комфортного вам перемещения по Стамбулу на транспорте и пешком!

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

 

 

 

 

Коментариев к статье: 0

    Оставить комментарий:

    Внимание: все отзывы проходят премодерацию.

    Вверх