Друзья, приветствую вас.
Сегодня после темы о равенстве и братстве я добрался до темы трудолюбия, трудовой дисциплины и так ли она важна в развитие нации и ее экономическом благополучие. Не смотря на сложность темы, это не выпуск передачи в духе «Очевидное и Невероятное» или «Человек и Закон» и не уроки истории и культпросвета.
Здесь, на ваших глазах, я всего лишь хочу поразмышлять на тему труда. А вы проследите за ходом моей мысли и отпишитесь в комментариях, где я из повествовательного расхода перейду к прямому «зомбированию». А что? Так ведь во всех новостях сейчас))
Ну, поехали.
Почему я?
Работая в море, мне приходится посещать разные порты, страны и даже континенты. Не смотря на то, что я часто выхожу в город и разведываю чем живет нация в плане туризма и развлечений, большую часть времени я контактирую с простыми рабочими и их начальством.
Начнем с того, что существует «легенда» о том, что немцы, например, трудолюбивее нашего брата и поэтому живут лучше и веселее. Про немцев вообще очень много ходит различных поверий. Но мы разберем здесь лишь связанный с их любовью к труду.
Нужно отдать им должное, что они, как представители Северной Европы, достигли намного большего в плане развития, дисциплины и упорядочивания работы в порту, в сравнение со странами Южной Европы.
Перерывы небольшие, груз обрабатывается своевременно, да и производительность труда будет повыше. Но наряду с немцами таких показателей достигли и голландцы, и шведы, к примеру.
Но так ли все это зависит именно от врожденной любви к труду и порядку? Я думаю нет. И сейчас я буду приводить примеры.
Кролики для эксперимента
Еще несколько лет назад, когда мы приходили в порт Гамбург, то обработка судна велась на ура немецким составом рабочих. Был даже какой-то надрыв и фатализм, которого я никогда не понимал. Стивидоры отсиживались где-то, а потом всего за несколько часов налетали стаей и с немыслимой скоростью закидывали нас контейнерами.
При попытке одернуть немецкого коллегу за плечо, он молниеносно делал разворот обратно с криком «Feur!». После чего, так и не вступив в беседу, с горящим взглядом убегал на другой борт судна по делу, как кролик на случку.
Причина нам долгое время оставалась неизвестной. И мы, как обычно, связывали подобный порыв с врожденным желанием поработать. Вы, как и я, скорее всего слышали о мифе по которому немецкая нации, только благодаря своей стойкости и несгибаемой спине подняла свою страну из руин после Второй Мировой Войны за считанные годы.
А уже в 50-х сумела развить экспорт, который по показателям превосходил импорт. Правда, если вы заинтересуетесь темой далее, то вы узнаете, какой вид экспорта был преимущественным в Германии как после Второй Мировой, да и после Первой Мировой тоже.
Кстати, недавно я посмотрел фильм немецких авторов об экономическом чуде в Германии и, как оказалось, не самой главной роли в нем трудолюбивых немцев. Рекомендую посмотреть и вам для растягивания границ кругозора.
Ну так вот.
Каким было нашим удивлением, когда мы узнали, что подобное рвение немцев было результатом того, что у них не было возможности получать сверхурочные, а выработка смены велась не по часам, а по количеству обработанных контейнеров. То есть, нет никакой разницы в зарплате, если произвести погрузку-выгрузку 300 контейнеров за 8 часов или за 5.
Но, закончив раньше, они могли не дожидаться пересмены, а, уже ополоснув натруженные подмышки, прыгать по машинам и мчаться на отдых домой.
И вот этот лакомый кусочек у гамбургских портовых работников со временем отобрали. Волевым решением портового управления, смены были увеличины, а разрешение на «свалить по-раньше» было отменено. Все. Трагедия Фауста и плач Ярославны в одном флаконе.
И вот тут немецких работников как подменили. Исчез былой задор и блеск в глазах. Скорость обработки груза сравнялась со среднестатистической по Европе, а уходы на перерыва перестали быть пунктуальными. Теперь работники могли позволить себе задержаться, начать работу с кофе и кекса, да и успеть наболтаться с коллегами.
Все чаще я стал замечать тех, кто должен следить за погрузкой, на приличном расстоянии от места событий, тыкающих пальцами в сенсорных экран своих телефонов, либо мирно любующихся через реку на величие несравненного Гамбурга.
Неграмотное решение вопроса трудового процесса убило весь энтузиазм и трудолюбие. Иногда даже средняя скорость обработки судна падала до значений сравнимых с африканским ручным трудом. Когда помимо крановщика, подвешенным в воздухе контейнером управляют еще несколько человек, толкая его руками из стороны в сторону.
3 причины Емеленного «да не охота»
Когда я попал с нашего флота на голландский, то мне в глаза сразу бросилась странная трудовая активность европейских коллег. В основном, это, конечно же, были молодые парни, но они могли дать фору практически любому ровеснику нашей расовой принадлежности.
Я в течение нескольких лет наблюдал за ними, стараясь не отставать. Иногда даже приходилось оставаться совершенно одному на пароходе, в их окружение, в связи с чем, я работал даже больше, чем они, чтобы свести на нет все виды насмешек и осуждения.
Но почему так? Почему наши люди также способны работать как и немцы, и голландцы, но почему-то не работают, и, соответственно, не живут так как они.
После нескольких контрактов в кругу голландской паствы, у меня начали вырисовываться некоторые ориентиры.
- Во-первых, совершенно мне непонятно кем придуманная фраза «инициатива на флоте наказуема». Честно говоря, я думаю, что это слишком общая фраза, которая просто не правильно нами воспринимается.
Конечно, глупости творить не нужно, а особенно если еще и в том, чем ты не разбираешься, но чтобы проявлять разумную активность и стараться выполнить свою работу как можно лучше без указаний сверху, я считаю долгом каждого.
- Во-вторых, очень часто мы преклоняемся не перед оценкой работы или профессиональным мнением, а мнением и оценкой своего начальника.
Есть навыки, знания и профессиональные обязанности, которые ты должен выполнять по долгу своей должности. А если человек все время «прогибается» под настроение «главнокомандующего», то он уже мыслит не о том, как будет сделано дело, а о том, что скажет об этом его начальник, тобишь старший офицер или капитан.
В итоге мы и приходим к «инициатива наказуема» и опасениям «кабы чего не вышло». Человек отучается мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность. Я не я и лошадь не моя.
- В-третьих, мы все-таки не такие самодостаточные как голландцы или немцы. Мы зависим от чужого мнения и оценки или привыкли от них зависеть.
Ну а «главнокомандующие» очень часто не считают нужным похвалить подчиненного, а иногда и того хуже, начинают «травить» или «тролить» его. Фразы в духе «чем ты думал?» или «кто тебя просил?» заставляют человека уходить глубоко в собственные тылы и заниматься самобичеванием «на фиг оно мне надо было» и «да чтобы я, еще раз..».
Что делать?
Собственно вот мы и приходим к итогам полета моей мысли. Я уверен, что хороший процент нашего человечества согласен работать и зарабатывать.
Но как говориться в движение Концепция Национальной Безопасности (КОБ): Наша зарплата зависит не от нашего труда, а от того как нами управляют.
Ведь вспомните старый добрый пример о том, как трое сажают деревья: один роет яму, другой сажает, а третий закапывает. А когда в один прекрасный день 2-й сотрудник на работу не вышел, а двое продолжают работать в том же духе, то результата труда, а следовательно и оплаты за него нет. Не смотря на то, что оставшиеся двое могут работать как Папы Карло.
Напрашиваемый здесь вывод ясен как полдень на Экваторе. Вот только процесс управления человеком – это не задачка по арифметике для начальных классов.
Но именно в управление, мотивации человека к труду и порицания его за безделье и есть вся суть благосостояния нации.
Но об этом уже в другой раз.
С уважением, автор блога Виктор Коровин!