Друзья, всем привет!
Если вы решите махнуть в Милан на шопинг или осмотр маститых достопримечательностей, вам кровь из носу понадобится знание местной инфраструктуры. Мы не будем особо вдаваться в подробности, но курс молодого бойца пройдем.
Зачем? Вряд ли у вас получится снять жилье с видом на Миланский собор, так как цены на аренду здесь бьют не только по кошельку, но и по темечку. В таком случае знание ваших возможностей и как транспорт в Милане пассажиров развозит — просто необходимо.
После ознакомления со статьей вы и с Milano Centrale в центр доберетесь и из своего района скакнуть в гущу толпы сможете.
Начнем?
- Достоинства миланского транспорта
- Виды транспорта в Милане
- Миланское метро
- Трамваи Милана
- Автобусы Милана
- Пригородные электрички Trenord
- Билеты для проезда в Милане
- Билет на 1 поездку
- Билет на 24 или 48 часов
- Дети в транспорте
- Штрафы за безбилетный проезд
- Где купить билеты на общественный транспорт
- Как купить билет в автомате
- Такси в Милане
- Поездка на своем автомобиле
- Как добраться от Milano Centrale к Миланскому собору
- Вопиющий случай в подземке Милана
- Вся драма подземной истории
Достоинства миланского транспорта
- Перво-наперво, после моих поездок по Голландии, скажу, что это цена. Все таки за 1.5 евро вы получаете возможность целые полтора часа скакать с подножки одного транспортного средства на другое. Есть ограничения, но о них ниже.
- Во-вторых, это вседоступность. Даже в самый забитый уголок Милана можно добраться на автобусе, метро или трамвае.
- В третьих, это удобство. При помощи официального приложения на телефоне от госперевозчика компании ATM можно легко проработать маршрут даже в тьму тараканью. Так что, когда жена озвучивала название улицы «по требованию» я не робел, а пытался без ошибок набрать в системе заданный адрес.
Разберитесь с билетами и кусочком транспортной системы, который необходим вам, в зависимости от вашего места базирования, и будет вам счастье.
Виды транспорта в Милане
По городу сверху снуют автобусы и трамваи, а под землей летают по рельсам составы метро и пригородных поездов. Давайте скажем пару слов о каждом из них и чем они могут быть вам полезны.
Миланское метро
Как и во всех крупных городах – это вид транспорта номер 1. Только при помощи него в часы пик можно ловко махнуть с одного края города на другой без пробок и пыли.
На данный момент метро Милана состоит из 4-х веток с 1-й по 5-ю.
Тут возник казус с 4-й веткой метро, которой сейчас до сих пор нет на картах. Дело в том что из-за задержки в планировании и финансировании закончить работы по 4-й ветке метро планируют только в 2022 году.
Так что не ищите на карте ветку М4. На сегодня работают только 4 из них: М1, М2, М3 и М5.
- М1— красная линия, самая первая которую построили в 1964 году. На сегодня насчитывает 38 станций.
- М2 – зеленая линия, открытая в 1969 году. На ней 35 станций и она интересна тем, что приводит нас в район гуляний и речных каналов Навилья, а остановка Porta Genova.
- М3 – желтая ветка, построенная в 1990 году. 21 станция, среди которых самая главная Duomo и выход к Миланскому собору. Кстати, здесь же она пересекается и с красной веткой М1.
- М5 – фиолетовая линия, открытая только в 2013 году. Пока самая короткая из всех.
Метро Милана считается самым протяженным в Италии и ежедневно перевозит свыше 1 млн. пассажиров.
Кстати, через сердце туристических перевозок Милана ж.д. вокзал Milano Centrale проходят зеленая и желтая ветки. Подробнее о поездах Италии читайте здесь.
Режим работы метро с 06:00 до 00:30 а интервал движения не больше 2-7 минут.
Вход в миланский underground обозначен белой буквой М на красном фоне. На входе вас встретят турникеты стандартной системы. Скармливаете им билетик, а они вам его назад и створки открыты.
Билеты сохраняйте до конца поездки. Во-первых, возможно вам еще на другой транспорт садиться, а во-вторых, кое-где вы без билета из метро не выйдите. Опять вас будут подкарауливать злосчастные турникеты.
Трамваи Милана
Очень удобное средство передвижения в плане осмотра города, хотя и не спешное. Трамвайная сеть Милана насчитывает 17 маршрутов протяженностью около 150 км. После Турина, Милан держит второе место по величине трамвайной системы.
Интересны здесь виды трамваев: начиная от исторических аутентичных экземпляров, заканчивая современными составами смахивающими на скоростные поезда.
Стартуют трамваи свой рабочий день чуть раньше, чем метро, где-то в 05:00 и катаются на маршруте до 01:00 или 02:00.
В трамвае стоят валидаторы для билетов, пользоваться которыми обязательно при посадке и пересадке. Только если ваш билет не на 1 или 2 дня, то такой билет нужно компостировать лишь однажды.
Вход в трамваи осуществляется в переднюю и заднюю двери, а выход в среднюю. Интервал движения.
Кстати, остановка для некоторых трамваем находится прямо на выходе из центрального ж.д. вокзала Милана. А буквально в 200 метрах от выхода есть остановка трамвая №1.
Этот трамвай примечателен тем, что его можно использовать не хуже туристического автобуса системы hop on-hop off, так как он проходит через большинство главных достопримечательностей:
- Театр Ла скала
- Миланский собор
- Замок Сфорца
- Триумфальную арку
Автобусы Милана
По городу курсирует более 2 автобусных маршрута, разобраться в которых не всегда просто. Расписание движения автобусов вывешивается на остановках. К тому же почти все остановки оборудованы электронным табло ожидания того или иного маршрута.
Почему почти? Потому что часто в городе происходит ремонт дорожных участков и некоторые остановки упраздняют. Вместо них устанавливают временные станции, где вы уже не найдете всей нужно информации.
Один раз вот на такой остановке мы и сели на 61-й автобус, которые поехал не в ту сторону. Когда у не увидел знакомых пейзажей (а в темноте это случилось не сразу), то мы начали бить тревогу и искать кнопку «остановка по требованию».
Кстати, если вы хотите выйти, то обязательно ее нажмите, так как автобус может останавливаться не на всех остановках.
В общем мы уехали порядочно на самом длинном автобусном маршруте Милана. Зато покатались))
Если хотите оседлать автобус, то обязательно махните ему рукой.
Вечерами и ранним утром пользоваться автобусами любят всякие деклассированные члены общества. Вид и запах от них порой не способствуют близкому контакту.
В автобусах находятся как валидаторы, так и компостеры. Вам как владельцу обыкновенного билеты будет нужен именно компостер.
Дневные автобусы курсируют по маршруту с 05:30 до 01:00, после этого за дело берутся ночные. У таких маршрутов впереди будет стоять буква N. На ночном транспорте можно пользоваться обыкновенными билетами, как и на дневном.
Расписание движения автобусов и трамваем отличается в будние и выходные дни.
Пригородные электрички Trenord
Помимо основного подземного транспорта метро, чуть ниже расположены линии еще для одного вида транспорта Милана – электричек.
Они имеют отдельные маршруты, в основном, соединяющие противоположные пригороды Милана. Маршруты начинаются с буквы S и насчитывают 12 линий с 1 по 13, кроме S10.
В принципе, это простые региональные поезда, которые пронизывают центр Милана и могут использоваться как альтернатива городскому транспорту.
Например, в нашем случае, к станции Dateo проще всего было добраться именно на такой электричке. Но это только на первый взгляд. Чуть ниже я объясню почему.
Честно говоря, ни я, ни супруга не любим подземный транспорт. Особенно, когда мы путешествуем в другом городе или стране. Поэтому, если что, я всегда за автобусы и трамваи.
На эти электрички распространяются такие же самые билеты, как и на другие средства передвижения по Милану.
Ходят они ежедневно с 06:00 где-то до 21:00. Интервалы же движения между ними могут достигать и до 30 минут.
Если у вас есть интернет, то сервис Google maps, обычно, четко отображает расписание всех видов транспорта. Или пользуйтесь официальным приложением от миланской системы транспорта.
Кстати, скачивать его не обязательно. Просто наберите в телефоне giromilano.atm.it. Чуть ниже можно будет поменять язык на Английский.
Билеты для проезда в Милане
Как и в любом европейском городе вам предложат с десяток вариантов для покупки того или иного билета для проезда. По идее, вам нужно разобраться во всех них и выбрать самый удобный для вас. Но я бы начал с азов, а по мере внедрения в миланское общество, расширял кругозоры.
Итак, на старте вас будут интересовать 2 варианта: одноразовый билет и билеты на 24 часа и 48 часов
Билет на 1 поездку
Стоит 1.50 евро и позволяет вам пользоваться транспортом в Милане все 90 минут. Вы можете осуществлять неограниченное число пересадок за отведенное вам время, но есть одно условие. В метро или на пригородной электричек вы можете проехать только 1 раз.
Теперь-то я знаю, что мой выбор маршрута с пересадкой с ветки метро на электричку был экономически не выгоден, так как 1-го билеты мне бы не хватило. А вот скакнуть с метро на трамвай – это пожалуйста.
При первом визите в метро, автобус или трамвай, вы должны билет прокомпостировать. Теперь все, время пошло.
Но! Не забывайте валидировать свой билет при каждой смене транспорта. На экране просто будет высвечиваться фраза buon viaggio!
Билет на 24 или 48 часов
С таким билетом можно совершать любые экскурсии в пределах городской черты Милана. После первого компостера у вас будет 24 (48) часов на неограниченный проезд и пересадки.
Очень удобный и практичный билет, если вы планируете не только ходить пешком, но и кататься по Милану.
Билет на 24 часа стоит 4.50 евро, а на 48 часов 8.25 евро.
Есть еще различные наборы билетов по 10 штук, билеты на 4 поездки и недельные билеты, но только на 2 проезда в день. О них вы можете узнать на официальном сайте atm.it/en. Но лично я пользы в них для туриста никакой не вижу.
Дети в транспорте
Детям до 5 лет проезд бесплатный. Тем же, чей возраст попадает в рамки 5-10 лет, для бесплатного проезда понадобится взрослый с оплаченным билетом и документами, подтверждающими возраст детей.
Получается, что детям до 5 лет сопровождение взрослых не обязательно?
Дети старше 10 лет оплачивают проезд по взрослым тарифам.
Штрафы за безбилетный проезд
При проезде без билета вы рискуете нарваться на контроллеров, которые время от времени прочесывают салоны транспорта. Штраф будет 100 евро + стоимость проезда.
Контролеры славятся своей надменностью и жестокостью. Никакие уговоры в духе «мамой клянусь» их не разжалобят.
Будьте внимательны, на официальной карте маршрутов по Милану пунктиром обозначена городская граница. Некоторые станции метро, например, зеленой ветки и выставочный центр Rho Fiera, находятся за этой границей. Чтобы доехать туда вас следует покупать билет не за 1.50 евро, а за 2.50.
Друг рассказывал, что часто на популярных станциях за городской чертой стоят полицейские и проверяют у всех билеты. Штраф выписывают на месте и очень быстро.
Где купить билеты на общественный транспорт
Билеты для проезда в Милане покупают в газетных и табачных лавках (часто совмещены с кафетерием) и в автоматах, расположенных перед входом в метро.
Ночью, когда табачные лавки и автоматы в метро закрыты, разовые билеты можно купить в парковочных автоматах за 1.50 евро.
К водителям не приставайте. Они такой фигней, как продажа билетов, не занимаются. Их задача обеспечивать безопасность движения и не забывать тормозить на остановках по требованию.
Как купить билет в автомате
Прежде всего выберите тот, на котором не будет всяких угрожающих надписей, что он не работает или у него забастовка.
Дальше определите есть ли у него приемник бумажных денег или карточек. Один раз мне попался автомат, питающийся только железными монетами.
Дальше все просто. Переводим экран в режим English и выбираем нужный нам билет. Если вам что-то не понятно, то нажмите на буковку I рядом со стоимостью билета и почитайте, что почем.
Подтверждаем выбор, выбираем количество билетов и метод оплаты. Активные методы оплаты будут подсвечены.
Оплатив заказ, ждем когда билеты и сдача (если это наличка) вывалятся из нижнего лотка.
Такси в Милане
Мой вам совет – избегать его любым способом, так как стоимость на пользование его услугами, как и во всей Европе довольно дорогая.
Тарифы на вскидку: за посадку – 3.3 евро, после чего 1.8 евро за каждый километр. Если скорость падает ниже 20 км/ч или вы стоите в пробке, то начинает действовать временной тариф – 27.8 евро за час. Нормально?
И это все дневные тарифы. Ночные тарифы действуют с 21.00 до 06.00, когда посадка в такси обойдется вам уже 6.6 евро. В выходные и праздничные дни тарифы также немного выше.
Если вам все таки захочется поймать себе таксиста и скинуть лишние 20-30 евро, то просто прыгайте в машину белого цвета с опознавательными знаками такси. Обычно, они стоят на специальных парковках, но можно и попробовать словить проезжающую машину.
Обычно, таксисты вежливые и честные – не дурят. Но могут вам не дать сдачи с крупной купюры. Так что перед посадкой наполните карманы мелкими купюрами и монетами.
Кстати, есть такси, которые принимают оплату кредитными картами. Лучше уточните этот момент при посадке.
Поездка на своем автомобиле
Когда мы ездим семьёй на отдых в Турцию, то всегда берем автомобиль на прокат. Проверенным и надежная контора – это Rentalcars. Как не переплачивать за аренду авто я писал в этой статье.
Но вот ездить по Милану за рулем, я бы не решился. Одно дело запрыгнуть в прокатное авто и махнуть на побережье, а другое кататься кругами по невероятно загруженному городу.
И обязательно разберитесь с парковками. Есть места в городе, которые обозначены желтыми линиями. В общем, это места для местных жителей, а не для вас.
Если вы заранее знаете, куда вам надо, то посмотрите все парковки в округе на сайте официальном сайте atm.it/en. Там же будут и расценки.
Как добраться от Milano Centrale к Миланскому собору
Если вы галопом по Европам и любите сразу брать быка за рога, то вам, скорее всего, нужно будет сразу по приездe на главный ж.д. вокзал Милана махнуть в центр.
Милан удобен тем, что все его главные достопримечательности можно осмотреть за 1 день и еще и пешком. Кстати, [urlspan]вот вам подсказка[/urlspan] по этому поводу. Музеи, соборы, кафе и смотровые площадки. Во-первых, вы не потеряетесь, а во-вторых, ничего не упустите.
Тут 2 варианта:
- По внутренним переходам попасть в метрополитен и оседлать подземный состав
- Выйти на улицу и сесть на трамвай
Вот здесь они представлены на картах Гугл:
Как вариант устроит вас больше, выбирайте сами. Но и 1-й и 2-й случай не из тривиальных. Все равно придется крутить головой по сторонам в поисках подсказок. Да и сам вокзал поразит новичков своей монументальностью.
Пока будите любоваться красотой, не забывайте держать сумки подмышкой. Есть такие труженики, рабочие цели которых не совпадают с моральный кодексом общества.
Но я бы, конечно, предпочел все-таки трамвай. Во-первых, и на вокзал со стороны посмотрите, и воздухом подышите, и центр Милана из окна трамвая увидите.
Вопиющий случай в подземке Милана
В завершение хотел бы рассказать об одной пикантной ситуации, которая повергла нас в шок и прострацию. Шок, потому что мне стало стыдно за весь итальянский метрополитен, а прострацию, потому что пришлось придумывать маршрут дальнейшего следования буквально на бегу.
В общем, совершили мы пересадку с желтой ветки метро на пригородную электричку на станции Republica. 2 остановки и нас ждет заветный отдых в арендованных апартаментах. Там тоже все было не так гладко, но об этом читайте в этой статье.
И уже перед самым закрытием дверей вслед за одним гражданином в салон поезда влетает другой гражданин, размахивающий кулаками.
Второй джентльмен был черный, но довольно отчетливо на итальянском кричал фразы: «Что же вы делаете?», «Вы не понимаете?» и «Я итальянец».
Сначала я думал, что он их кричал кому-то, но потом понял, что выкрикивал он их всему обществу в целом. Гражданин показался мне не совсем здоровым, но, по крайней мере, не культурным.
За ним гнались 2 тетки в форме милиции. Загнав его в состав поезда, они преследование прекратили и передали его двум контролерам мужского пола с шарфиками. Контролеры тоже с задачей отлова безбилетника не справились.
Вся драма подземной истории
Черный хулиган, не переставая выкрикивать грозные реплики, закрылся на втором этаже 2-х этажного состава в туалете. Сидя в сортире? он продолжал свой монолог, периодически открывая форточку, то ли чтобы проветрить, то ли для усиления звукового эффекта.
Выкурить его оттуда никто не мог! У контролеров не было серьезных намерений на его счет, а смотрители вокзала никак не могли отыскать ключ от туалета. Вызвали полицию, но и та не торопилась.
В итоге! Поезд и все кто в нем находились 20 минут слушали драматическую историю черного парня и никто никуда не ехал. Люди начали покидать состав. Вслед за ними после 20 минут ожидания ушли и мы.
По дороге мы таки встретили одного полицейского, который трусил в сторону состава.
Вопрос: что за хрень, если 1 буйный гражданин своим поведением может задержать состав поезда на неопределенное время? Где дежурные полицейские? И почему туалет в поезде никто не мог открыть снаружи?
Ну и самый главный вопрос: почему жители Милана и его гости должные терпеть весь этот бардак?
Если у вас есть ответы, то пишите их в поле для комментариев. А я, наверное, буду закругляться.
Друзья, по общественному транспорту в Милане у меня все. Если вдруг я что-то упустил или не досказал, прошу поправить меня в комментариях к статье.
Подписывайтесь на обновления блога и мы продолжим вместе познавать Италию и весь мир. Впереди еще все самое интересное!
Статьи для внеклассного чтения:
- Аренда авто в Турции отзывы и рекомендации
- Воздушные шары над Каппадокией
- Замок Мэлахайн в Дублине и что я там делал?
- Скуолы и церкви Венеции — путеводитель
Продуманных и гладких вам поездок, где бы вы ни были!
С уважением, автор блога Виктор Коровин!
Спасибо большое за статью, я уже писала что что собираюсь в Италия, и все ваши статьи пригодятся.