Друзья, всем здравия!
Писать о храмах и соборах Венеции можно долго, жирно и размашисто. А если хотя бы немного приоткрыть страничку Википедии о художественных нравах и деятелях средних веков, то погрязнуть в дискуссии можно не на одни сутки.
Факт остаётся фактом.
Венеция не хуже Рима приспособлена для своеобразного «крестного хода», когда вы обходите одну за одной церкви города и получаете чувственное наслаждение от лицезрения архитектуры, живописи, скульптуры.
К тому же вы погружаетесь в непревзойдённую атмосферу минувших лет, которой уже давным-давно не сыщешь на улицах самого города.
Но, в отличие от Рима, в Венеции есть 2 не стыковки:
- большинство церквей, которые необходимо посетить, платные
- расположены они на расстоянии 5-10 минут друг от друга, что может наложить одни впечатления на другие. А в конце тура и совсем поселить культурный винегрет в вашем сознании.
Что делать? Без идентификации, сегрегации, списков, карт и идентификации их по жанрам, внешнему виду и содержанию ну никак.
Так что давайте с вами и разберемся в какие церкви Венеции идти надо, что можно пропустить, а за прогул которых не спать вам ночами.
Содержание
Сколько церквей в Венеции
С вашего позволения, я не стал пересчитывать макушки соборов сам, а доверился интернет-источникам, которые говорят о 150 церквях Венеции. Конечно, не стоит пугаться этой цифры и причитать «мне тут и за год не справиться».
Когда я готовил свой гид по Церквям Венеции, то выбрал 51 объект, достойный внимания и визита. В остальных, либо смотреть особо нечего (сугубо на мой вкус), либо там не понятная политика открытых дверей и график работы не ясен.
Есть же пару десятков церквей, двери которых совсем заколочены.
И смысл туда ломиться, если у вас 51 храм не выбор? Признаюсь, честно, что это только церкви в самом центре Венеции, а есть же еще острова.
Поэтому:
- Если вы доберетесь до Торчелло, то будьте добры навестить 11-го века Базилику Santa Maria Assunta 11-го века
- На Мурано заглянуть в собор Santa Maria e San Donato
- На Лидо кровь износу нужно забежать в San Nicolo, где хранятся мощи самого известного святого в русскоязычном пространстве.
Ну а мы вернемся в лагуну и на «большую» землю.
Зачем посещать церкви Венеции
Тут, конечно, дело каждого, поэтому мы обговорим лишь культурный аспект. Дело в том, что в церквях Венеции не только хранятся бесподобные экземпляры художников венецианского школы, но и заметны работы венецианских скульпторов и архитекторов.
Тициан и Тинторетто, Фатторетто и Сансовино, Палладио и Сарди. Прям сплошные небожители и полубоги среди нас.
Вообще-то, по старой-доброй туристической традиции в духе «Лувр за полдня» или «Весь Эрмитаж за 3 часа» можно зайти в Gallerie dell’Accademia и Palazzo Ducale у видеть главные работы практически всех местных художников.
Познавать искусство массово учит нас прогресс и глобализация.
Я ничего не имею против упомянутых галерей и попасть в них, конечно же, стоит. Но вот получить озарение, легкий шок и слиться в экстазе с полетом мысли автора у вас не получится.
А вот в церквях живопись на своем месте, в той обстановке и атмосфере, для которой она и создавалась.
Это дозированный способ познать творчество того или иного автора, без калейдоскопа картинок и отвлекающей циркуляции «пассажиров».
В каждом отдельном случае, это будут свои эмоции и свое впечатление. Добавлю, что кроме Рима, подвергнуть себя такой частной визуализации практически и негде.
Единственное, перед визитом желательно ознакомиться с названиями работ в данной церкви и творчеством авторов. Хотя бы поверхностно.
Как выбирать церкви для визита
Про цены и график работы мы поговорим ниже. Здесь я подчеркну эстетическую сторону визита.
Конечно есть такие церкви, куда можно идти смело и не волноваться, зацепит вас пламенная работа Тинторетто, ради который вы сюда пришли или нет.
Вот церкви, куда можно идти смело без разбору — шедевров хватит на всех.
Топ-5 церквей, где понравится любому:
- Basilica Santa Maria Gloriosa dei Frari
- Basilica di San Pietro di Castello
- Santa Maria Assunta (Gesuiti)
- San Zaccaria
- San Sebastian
В этих музеях под церковными сводами нет нужды разбираться, где Тициан, а где Тинторетто и где картины Веронезе, а где Тьеполо.
Но, все же, было бы неплохо хотя бы слегка нырнуть под покрывало византийской истории живописи и разобраться в ее героях.
Зачем?
Да хотя бы ради того, чтобы понимать, какой из художников вам близок, а с кем вам не о чем и диалог вести. Любите ли вы правдоподобность деталей или красоты вымысла, мрачную религиозность или праздную безмятежность.
Потому что, с такими отзывами «Великолепная церковь, как и все в Венеции», «Работы Беллини, смотреть обязательно!», «Церковь платная, но оно того стоит!», далеко не уедешь и все церкви не обойдешь.
Художественный мир Венеции
Друзья, я не буду вдаваться в подробности и корчить из себя критика жанра. Сейчас на пальцах прикинем, что к чему с венецианскими художниками для ориентации в пространстве.
Тем, кто «шарит», может не читать.
Итак, эпоха рассвета живописи в Венеции приходится на XV-XVI века. Именно тогда на свет выходят гении холста и кисти (в примерном хронологическом порядке).
- Антонио Виварини (ок. 1420 — до 1484), Антонелло да Мессина (ок. 1430—1479). Можно сказать — отцы отечественной живописи в Венеции. Законодатели моды на пару веков.
- Джованни Беллини (1430—1516), Чима да Конельяно (1459—1517), Карпаччо (ок. 1460 — ок. 1526). Это самые талантливые последователи. Работы этих авторов мы уже можем наблюдать в церквях, скуолах Венеции, а также в Галереи Академии.
- Джорджоне (147? — 1510), Лоренцо Лотто (ок.1480 — ок.1556), Тициан (147 ? — 1576), Джакомо Пальма старший (1480—1528). Подхватывают эстафету у мастеров и продолжают творить чудеса для церквей и частных коллекций массово.
- Тинторетто (1518—1594), Паоло Веронезе (1528—1588), Джакомо Пальма младший (1544—1628). Ученики, продолжатели и подражатели. Это последние авторы в эпоху Высокого Ренессанса. После них наступит затишье длинной в несколько поколений.
- Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), Каналетто (1697—1768), Франческо Гварди (1712—1793), Джованни Баттиста Пьяцетта (1683—1754). Богатый и роскошный XVIII век с его модой на пышный рококо и отсутствие религиозной скованности. Из этой 4-ки, только работы Тьеполо (и его сына) и Пьяцетты можно еще увидеть в церквях. С их уходом оборвется нить классической венецианской живописи, а работы художников переместятся в музеи и частные коллекции.
Посмотреть биографию и работы авторов можно на сайте wga.hu. Тогда вам сразу станет понятно кто к вам ближе: страстный Тьеполо или мрачный Тинторетто.
Сколько стоит посещение церквей Венеции
Сразу, чтобы отсеять этот меркантильный вопрос, давайте разберемся с ценами. В Венеции есть бесплатные церкви и платные. Причем вторые делятся на входящие в ассоциацию Chorus с едиными билетом и нет.
Бесплатные
Если вы решили не платить ни копейки за визит к богу, то такой вариант есть. Конечно, вы упустите много интересного, но для начала, кое-что можно увидеть и бесплатно.
Запишите топ-5 бесплатных церквей Венеции:
- San Zaccaria
- San Giorgio Maggiore
- Santa Maria di Nazareth (Scalzi)
- San Francesco della Vigna
- San Pantalon
Конечно, есть еще, но это самый сок и повальная концентрация живописи и скульптуры.
Ассоциация Chorus
Платные церкви-музеи, входящие в ассоциацию Chorus стоят по 3€ каждая или можно купить единый билет Chorus Pass за 12€. Тогда вы свободно можете попасть хоть в каждую из них.
Как купить такой билет я писал в этой статье, а какие церкви входят в список посмотрите на их официальном сайте.
Чтобы не перечислять все, я выделю 5 лучших церквей из этого списка, куда идти в первую очередь. Всего церквей 17 и обойти их все задача не из легких, поэтому вот вам выборка:
- Santa Maria Gloriosa dei Frari
- Santa Maria dei miracoli
- San Polo
- San Sebastian
- Santo Stefano
Вообще-то, я еще не закончил, но у меня кончились пункты. Так что сделайте эту пятерку, а после нее заходите во все двери. Уплачено же))
Платные церкви без единого билета
Если с Chorus Pass у вас не сложилось или вы хотите что-то добавить к своему визиту, то обратите внимание на настоящие «шкатулки шедевров», вход в которые стоит 1-4€.
Как всегда, дам топ-5 своих любимых, а там добавляйте свои варианты:
- Basilica di San Pietro di Castello – 3.50€
- Santa Maria Assunta (gesuiti) — 1€
- Madonna dell’Orto — 3€
- San Rocco — 2€
- Santa Maria della Salute — 4€ (тут платный только вход в ризницу с картинами Тициана, но без этого ехать сюда нет смысла)
Ассоциация церквей Венеции Chorus
На самом деле, это классная идея и великий труд, проделанный ассоциацией для подготовки визита туристов и путешественников. На вскидку сразу 3 плюса:
- Билет за 12€ позволяет вам осмотреть 17 самых (практически) интересных церквей Венеции в течение года
- 14 из 17 церквей имеют стандартный график работы: 10.30 – 16.30 каждый день кроме воскресения. Очень легко запомнить и не промахнуться, как в Риме, где «кто в лес, кто по дрова»
- Церкви готовят для визита. А именно: печатают брошюры с указанием шедевров, устанавливают пояснительные таблички и предлагают аудиогиды. Все для людей.
В общем, если вы настроены серьезно и собираетесь зайти не в 1-2 церкви, то без Chorus Pass вам не обойтись. Купить его можно на сайт Venezia Unica, а как это сделать я писал в этой статье.
Учтите, что пропуск и продажа билетов в церкви-музеи прекращается за полчаса до закрытия (где-то за 15 минут).
График работы храмов Венеции
Мы уже с вами разобрались, что 17 церквей, вступивших в ассоциацию Chorus придерживаются общего графика работы. А что делать с оставшимися?
С определением часов открытия того или иного храма в Венеции засада, так как даже Google Maps колеблются в представлении графика работы церквей.
Ведь тут все индивидуально, но все же есть некоторые правила и закономерности:
- Если собор платный и работает, как музей, то часы работы, обычно, где-то 9.30 – 17.30 железно. А дальше могут быть девиации
- Если собор бесплатный и основная его деятельность церковная, то в 9 из 10 случаев он будет закрыть в обеденные часы. Придерживайтесь такого графика посещений 9.00-12.00 15.00-17.30.
Ну и, на всякий случай знайте, некоторая часть церквей открыты только до обеда. Так что не оттягивайте с визитом.
Собор Сан-Марко
Юридически – это действующая церковь, со своими воскресными службами, но, все же, отделаться от ощущения, что посещаешь музей, не получится.
Собор «работает» с 9.30 до 17.00 (до 16.30 с октября по март), каждый день, кроме праздников и воскресения, когда график такой: с 14.00 до 17.00 (16.30 зимой).
Посещение самого собора бесплатно, но нужно выстоять километровую очередь. Форма «змеевика» очереди не всегда тривиальна, поэтому следите за количеством людей в ней.
Движется хвост быстро, так как в самом соборе все движутся гуськом, без права шагнуть в сторону или сделать фото. Хотите задержаться и нормально осмотреть собор, тогда вам в музей на 2-й этаж.
В сезон с апреля по ноябрь на официальном сайте есть возможность за пару евро купить право входа без очереди. Рекомендую пользоваться им для экономии времени.
Не пожалейте 5€, чтобы нормально разглядеть собор со 2-го яруса, увидеть знаменитую Квадригу лошадей из Константинополя и выйти на балкон базилики.
Здесь вы полюбуетесь отличными видами площади Сан-Марко и передохнете от ее суеты. Вход в музей по лестнице, которая расположена справа перед входными дверьми в сам собор.
Золотой алтарь за 2.50€ и сокровищницу за 3€ можете посетить по желанию, но без посещения музея вам собор вообще не запомниться:
- во-первых, там тускло и все золотые мозаики – коту под хвост
- во-вторых толпа и ритм продвижения внутри собора и головы не дадут поднять
Для галочки, можно на базилику и снаружи посмотреть. Разве что, рекомендую полюбоваться самыми красивыми, на мой взгляд, мозаиками во внутренней галерее.
Но туда вы попадете, только когда пройдете «круг ада» в толпе людей внутри собора.
А оно мне надо?
Друзья, продолжать говорить и писать про церкви Венеции можно долго и взахлеб. Как говорил русский писатель и искусствовед Павел Муратов: «Венеция узнается лучше всего во время скитаний по городу, в поисках еще нового Тинторетто, еще не виданного Карпаччо».
Вот вы и решите для себя, подходит ли вам такой путь или может лучше Базилика Сан-Марко и Дворец Дожей и хватит с нас?
Если мы с вами на одной волне и вам не безразличен ваш визит в Венецию в поисках шедевров и небанальных открытий, то рекомендую свой дотошный путеводитель по Церквям Венеции.
С ним вы не заблудитесь и не пропустите ни одного Тинторетто!
В конце совет! Не во всех церквях удачное освещение для полотен мастеров, поэтому наменяйте с собой монеток по 50 центов, чтобы «дать огоньку» и включить подсветку.
В этой статье мы с вами ни словом не обмолвились о таком венецианском понятии, как «Скуола». Это прокол мы обязательно исправим. Не убегайте далеко)
Подписывайтесь на обновления блога, пишите ваши вопросы и комментарии ниже и не прекращайте путешествовать!
Статья для ознакомления:
- Что посмотреть в Кракове? А я знаю)
- Замок Сен-Мишель — добрались, ура!
- Самостоятельно в Неаполь — а не боитесь?
С уважением, автор блога Виктор Коровин!