Гид по церквям и соборам Венеции какие смотреть?

Друзья, всем здравия!

Про соборы и церкви Венеции гид вам в руки (на октябрь 2024!). Ведь писать о них можно долго, жирно, размашисто.

Венеция не хуже Рима приспособлена для «крестного хода», когда вы обходите церкви города и получаете чувственное наслаждение от лицезрения архитектуры, живописи, скульптуры.

Но, в отличие от Рима, в Венеции есть 2 нестыковки:

  • большинство церквей, которые необходимо посетить, платные
  • расположены они в 5-10 минут друг от друга, что может наложить одни впечатления на другие, а в конце тура вовсе поселить культурный винегрет в сознании.

Что делать? Без идентификации, сегрегации, списков и карт тут ну никак. И гид «51 церковь Венеции» вам в руки!

А пока разберемся за прогул каких церквей Венеции не спать вам ночами.

Церковь-Святой-Марии-из-Назарета-Скальци

Сколько церквей в Венеции

Если верить интернет-источникам, то их тут порядка 170!! и фраза «мне тут и за год не справиться» будет весьма кстати.

Когда я готовил свой гид по Церквям Венеции, то выбрал 51 объект достойный внимания и визита.

В остальных:

  • либо смотреть особо нечего (на мой вкус),
  • либо непонятная политика открытых дверей

Есть же пару десятков церквей, двери которых совсем заколочены. И смысл туда ломиться, если у вас 51 храм не выбор?

Гид-Церкви-Венеции

Признаюсь, что это только церкви в самом центре Венеции, а есть же еще острова.

Поэтому:

  1. Если вы доберетесь до Торчелло, будьте добры навестить 11-го века Базилику Santa Maria Assunta 11-го века
  2. На Мурано заглянуть в собор Santa Maria e San Donato
  3. На Лидо кровь износу нужно забежать в San Nicolo, где хранятся часть мощей самого известного святого в русскоязычном пространстве.

Знаю-знаю, что мощи в Бари. Но итальянский профессор Luigi Martino заключил, что «всем места будут» и мощи есть и там и там. Вот так вот!

Ну а мы вернемся в лагуну и на «большую» землю.

Фасады-некоторых-церквей-выходят-прямо-на-Гранд-Канал

Зачем посещать церкви Венеции

В церквях Венеции хранятся не только бесподобные экземпляры художников венецианского школы, но и заметны работы венецианских скульпторов и архитекторов.

Тициан и Тинторетто, Беллини и Вазари, Кадусси и Сансовино, Палладио и Лонгена. Прям сплошные небожители и полубоги среди нас.

Вообще-то, по старой-доброй туристической традиции в духе «Лувр за полдня» или «Весь Эрмитаж за 3 часа» можно зайти в Gallerie Accademia и Palazzo Ducale у видеть главные работы практически всех местных художников.

Познавать искусство массово учит нас прогресс и глобализация.

Базилика-Святой-Марии-де-Фрари

Я ничего не имею против упомянутых галерей и попасть в них стоит. Но вот получить озарение, легкий шок и слиться в экстазе с полетом мысли автора у вас не получится.

А вот в церквях живопись на своем месте, в той обстановке и атмосфере, для которой она и создавалась. In situ!

Это дозированный способ познать творчество того или иного автора, без калейдоскопа картинок и отвлекающей циркуляции «пассажиров». В каждом случае, это будут свои эмоции и свое впечатление.

Добавлю, что кроме Рима, подвергнуть себя такой частной визуализации практически и негде. Единственное, перед визитом желательно ознакомиться с названиями работ в данной церкви и творчеством авторов.

Хотя бы поверхностно.

Потолочная-фреска-в-Святом-Пантелеймоне

Как выбирать церкви?

Про цены и график работы мы поговорим ниже. Здесь я подчеркну эстетическую сторону визита.

Есть такие церкви, куда можно идти смело и не волноваться, зацепит вас пламенная работа Тинторетто или нет.

Топ-5 церквей, где понравится любому:

  1. Basilica Santa Maria Gloriosa dei Frari
  2. Basilica dei Santi Giovanni e Paolo
  3. Santa Maria Assunta (Gesuiti)
  4. San Zaccaria
  5. San Pantolon

Фасад-главной-базилики-францисканцев-в-Венеции

В этих музеях под церковными сводами нет нужды разбираться, где Тициан, а где Тинторетто и где картины Веронезе, а где Тьеполо.

Но, все же, было бы неплохо хотя бы слегка нырнуть под покрывало византийской истории живописи и разобраться в ее героях.

Зачем?

Да хотя бы ради того, чтобы понимать, какой из художников вам близок, а с кем вам не о чем и диалог вести. Любите ли вы правдоподобность деталей или красоты вымысла, мрачную религиозность или праздную безмятежность.

А с такими отзывами «Великолепно, как и все в Венеции!», «Работы Беллини, обязательно!», «Платная, но оно того стоит!», далеко не уедешь и все церкви не обойдешь.

Церкви-Венеции-в-вечерней-подсветке

Художественный мир Венеции

Друзья, я не буду вдаваться в подробности и корчить из себя критика жанра. Просто на пальцах прикинем, что к чему с венецианскими художниками для ориентации в пространстве.

Тем, кто «шарит», может не читать.

Итак, эпоха рассвета живописи в Венеции приходится на XV-XVI века. Именно тогда на свет выходят гении холста и кисти (примерно в хронологическом порядке).

Церковь-Святого-Панталона-Венеция

  1. Антонио Виварини (ок. 1420 — до 1484), Антонелло да Мессина (ок. 1430—1479). Отцы отечественной живописи в Венеции и законодатели моды на пару веков.
  2. Джованни Беллини (1430—1516), Чима да Конельяно (1459—1517), Карпаччо (ок. 1460 — ок. 1526). Самые талантливые последователи. Работы этих авторов в церквях, скуолах, а также в Галереи Академии.
  3. Джорджоне (147? — 1510), Лоренцо Лотто (ок.1480 — ок.1556), Тициан (147 ? — 1576), Джакомо Пальма Старший (1480—1528). Подхватывают эстафету и продолжают творить чудеса для церквей и частных коллекций массово.
  4. Тинторетто (1518—1594), Паоло Веронезе (1528—1588), Джакомо Пальма Младший (1544—1628) — племянник Старшего. Ученики, продолжатели и подражатели. Это последние авторы в эпоху Высокого Ренессанса. После них наступит затишье длинной в несколько поколений.
  5. Джанбаттиста Тьеполо (1696—1770), Каналетто (1697—1768), Франческо Гварди (1712—1793), Джанбаттиста Пьяцетта (1683—1754). Богатый и роскошный XVIII век с его модой на пышный рококо и отсутствие религиозной скованности. Из этой 4-ки, только работы Тьеполо и Пьяцетты можно еще увидеть в церквях. С их уходом оборвется нить классической венецианской живописи, а работы художников переместятся в музеи и частные коллекции.

Так что разберитесь заранее, кто вам ближе: страстный Тициан или мягкий Беллини.

Шедевры-от-Тициана-и-Беллини-в-Фрари

Сколько это стоит?

В Венеции есть бесплатные церкви и платные. Вторые делятся на входящие в ассоциацию Chorus и нет.

Напомню, что лучше всего вам поможет разобраться и увидеть наш гид 51 церковь Венеции.

Бесплатные

Если вы решили не платить ни копейки за визит к богу. Конечно, вы упустите много интересного, но для начала, кое-что можно увидеть и бесплатно.

Топ-5 бесплатных церквей Венеции:

  1. San Cassiano
  2. San Giorgio Maggiore
  3. Santa Maria di Nazareth (Scalzi)
  4. San Francesco della Vigna
  5. San Pantolon

Есть еще, но это самый сок и повальная концентрация живописи и скульптуры.

Церковь-СВятого-Георгия-на-острове

Ассоциация Chorus

Платные церкви-музеи, входящие в ассоциацию Chorus стоят по 3.50€ каждая или можно купить единый билет Chorus Pass за 14€.  Как купить такой билет я писал в этой статье, а какие церкви входят в список посмотрите на официальном сайте.

5 лучших церквей из этого списка:

  1. San Zaccaria
  2. San Polo
  3. San Sebastian
  4. Santo Stefano
  5. Basilica San Pietro di Castello

Я еще не закончил, но у меня кончились пункты. Так что сделайте эту пятерку, а после нее заходите во все двери. Уплачено же))

Внутри-Церкви-Святого-Себастьяна

Платные церкви без единого билета

Если с Chorus Pass у вас не сложилось или вы хотите что-то добавить к своему визиту, то обратите внимание «шкатулки шедевров».

Топ-5 моих любимых, а там добавляйте свои варианты:

  1. Santa Maria Gloriosa dei Frari — 5€
  2. Basilica dei Santi Giovanni e Paolo – 3.50€
  3. Madonna dell’Orto — 3€
  4. San Rocco — 2€
  5. Santa Maria della Salute — 10€ (платный вход в ризницу с картинами Тициана, но без этого ехать сюда нет смысла)

Церковь-Святой-Марии-Спасительницы-Венеция

Ассоциация Chorus

Классная идея и великий труд, проделанный ассоциацией для подготовки визита туристов. На вскидку 3 плюса:

  1. Билет за 14€ позволяет вам осмотреть 16 интересных церквей Венеции в течение года
  2. 14 из 16 церквей имеют стандартный график работы: 10.30 – 16.30 каждый день кроме воскресения. Очень легко запомнить и не промахнуться, как в Риме
  3. Церкви готовят для визита: печатают брошюры с указанием шедевров, устанавливают пояснительные таблички и предлагают аудиогиды. Все для людей.

В общем, если вы настроены серьезно и собираетесь зайти не в 1-2 церкви, то без Chorus Pass вам не обойтись. Купить его можно на сайт Venezia Unica, а как это сделать я писал в этой статье.

Учтите, что пропуск и продажа билетов в церкви-музеи прекращается за полчаса до закрытия.

И да, Basilica dei Frari больше не с нами. Туда билет покупается отдельно.

Церкви-Chorus-готовят-к-визиту-туристов

График работы храмов Венеции

16 церквей, вступивших в ассоциацию Chorus придерживаются общего графика работы. А что с оставшимися?

Тут засада, так как даже Google Maps колеблются в представлении графика работы церквей.

Тут все индивидуально, но все же есть закономерности:

  1. Если собор платный и работает, как музей, то часы работы, обычно, где-то 10.00 – 17.00 железно. А дальше могут быть девиации
  2. Если собор бесплатный и основная его деятельность церковная, то в 9 из 10 случаев он будет открыт до и после обеда: 9.00-12.00 15.00-17.30.

Ну и, на всякий случай знайте, некоторая часть церквей открыты только до обеда. Так что не оттягивайте с визитом.

Церковь-СВятого-Роха-Венеция

Собор Сан-Марко

Это действующая церковь, с воскресными службами, но отделаться от ощущения, что посещаешь музей, не получится.

  • Собор «работает» с 9.30 до 17.15, каждый день, кроме праздников
  • В воскресения с 14.00 до 17.00

Посещение 3€ и нужно выстоять километровую очередь. Форма «змеевика» не всегда тривиальна, поэтому следите за количеством людей в ней.

Движется хвост быстро, как и в самом соборе, без права шагнуть в сторону или сделать фото. Хотите задержаться и нормально осмотреть собор — вам в музей на 2-й этаж.

На этом официальном сайте можно купить приоритетный вход в собор за 6

Базилика-Сан-Марко-вид-со-2-го-этажа

Не пожалейте 15€, чтобы нормально разглядеть собор со 2-го яруса, увидеть знаменитую Квадригу лошадей из Константинополя и выйти на балкон базилики ради отличных видов площади Сан-Марко.

Вход в музей по лестнице справа перед входными дверьми в сам собор.

Без посещения музея вам собор вообще не запомниться:

  • во-первых, там тускло и все золотые мозаики – коту под хвост
  • во-вторых толпа и ритм продвижения и головы не даст поднять

Для галочки, можно на базилику и снаружи посмотреть. Разве что, рекомендую полюбоваться самыми красивыми, на мой взгляд, мозаиками во внутренней галерее.

Но туда вы попадете, только когда пройдете «круг ада» в толпе людей внутри собора.

Вид-на-пьяцетту-перед-Дворцом-Дожей

А оно мне надо?

Друзья, продолжать говорить и писать про церкви Венеции можно долго и взахлеб. Как говорил искусствовед Павел Муратов: «Венеция узнается лучше всего во время скитаний по городу, в поисках еще нового Тинторетто, еще не виданного Карпаччо».

Вот вы и решите для себя, подходит ли вам такой путь или может лучше Дворец Дожей и хватит с нас?

Если мы с вами на одной волне и вам не безразличен ваш визит в Венецию в поисках шедевров и небанальных открытий, то рекомендую дотошный путеводитель по Церквям Венеции.

С ним вы не заблудитесь и не пропустите ни одного Тинторетто!

В конце совет! Не во всех церквях удачное освещение для полотен мастеров, поэтому наменяйте с собой монеток по 1 евро, чтобы «дать огоньку» и включить подсветку.

Работы Тинторетто в Церкви Сан Роко

В этой статье мы с вами ни словом не обмолвились о таком венецианском понятии, как «Скуола». Это прокол мы обязательно исправим. Не убегайте далеко)

Пишите ваши вопросы и комментарии ниже и не прекращайте путешествовать!

Статья для ознакомления:

  1. Что посмотреть в Кракове? А я знаю)
  2. Замок Сен-Мишель — добрались, ура!
  3. Самостоятельно в Неаполь — а не боитесь?

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

 

 

Виктор
Оцените автора
Сами в Крым и Рим
Добавить комментарий