Друзья, всем здравия!
Глаза в кучу, язык за плечо и под ручку с китайцами — это не про нас. В 1-й статье мы разобрались где брать билеты и как осматривать коллекцию Ватиканских музеев.
Сегодня копнем глубже и увидем Музеи Ватикана что смотреть обязательно, а на что закрыть глаза. Ведь, давайте по честному, все увидеть за 1 раз здесь просто невозможно.
Поэтому, мы пустимся в виртуальный тур над головами туристов и разберемся во всех шедеврах, которые скрывают музеи Ватикана.
На встречу с прекрасным!
- Топ-5 Пинакотеки Ватикана
- Топ-5 шедевров музеев Ватикана
- Статуя Аполлон Бельведерский
- Статуя Лаокоон и его сыновья
- Порфировая чаша
- Фреска Рафаэля «Афинская школа» 1510 г.
- Сикстинская капелла
- Маршрут по залам музеев
- Перед двором Сосновой шишки
- Двор Сосновой шишки
- Дворец Бельведер
- Музей Пия-Климента
- Ватиканские галереи
- Апостольский дворец
- Залы перед Станцами Рафаэля
- Станцы (залы) Рафаэля
- Зал Подписей (Stanza dell Segnatura)
- Зал Гелиодора (Stanza d’Eliodoro)
- Пожар в Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)
- Зал Константина (Sala Constantina)
- Апартаменты Борджиа
- Сикстинская капелла
- После Страшного суда
- Полезно знать
Топ-5 Пинакотеки Ватикана
Художественная галерея Ватикана была основана папой Пием VI в XVIII веке и успела попутешествовать, как по залам самого музея, так и по Франции под эгидой «Наполеон любит искусство».
После Венского конгресса 1815 г. картины вернулись в родное лоно, но сегодняшнюю обитель обрели лишь в 1932 г, когда специально под нее построили новое здание.
Всего в собрании порядка 460 картин, которые в хронологическом порядке расположены по 18 залам.
Здесь вы найдете работы практически всех ярких представителей различных итальянских школ. Вот 5 главных шедевров Пинакотеки Ватикана и залы в которых они расположены.
- Рафаэль «Преображение» (1520 г.) 8-й зал. Последняя великолепная работа мастера, которую он не успел закончить. Огромное полотно из двух контрастных сюжетов: небесного — преображение Христа с пророками Моисеем и Ильей, и земного – спор апостолов и бесноватый отрок.
- Шпалеры Рафаэля (1516 г.) 8–й зал. Вклад великого мастера в шпалерное искусство Европы. Они-то и принесли популярность художнику в отличие от перманентных фресок в папских апартаментах, которые никто не мог видеть. Нарисованные Рафаэлем и изготовленные в брюссельской мастерской Питера ван Альста, они первоначально украшали стены Сикстинской капеллы.
- Леонардо да Винчи «Святой Иероним» (1482 г.) 9-й зал. Это незаконченный набросок, известно о котором стало лишь в 18-м веке. Работа на заказ церковных властей Флоренции не была закончена по причине отбытия Леонардо в Милан.
- Караваджо «Положение в гроб» (1602 г.) 12-й зал. Великолепная работа, сюжет которой растиражируется в будущем. На картине изображены Святой Иоанн, Никодим (образ Микеланджело) и 3 Марии. Считается одной из лучших работ мастера.
- Ангелы Джованни Лоренцо Бернини (XVII век) 17-й зал. Это и не настоящие ангелы, а всего лишь модели из глины и соломы с металлической основой. Но они дают возможность разглядеть их на уровне глаз, чтобы потом сравнить с бронзовыми оригиналами на кафедре Святого Петра.
Топ-5 шедевров музеев Ватикана
Чуть ниже мы с вами начнем наш «крестный ход» по галереям и залам Ватиканских музеев. Перед прогулкой остановимся на 5 самых грандиозных.
Статуя Аполлон Бельведерский
Копия древнегреческой статуи, выполненная в 1-м веке н.э. Это классическая скульптура, демонстрирующая грациозность человеческих форм.
- Аполлон – сверхчеловек с великолепным телом застывший в естественной позе, слегка откинувшись на заднюю ногу после пуска стрелы во время охоты.
- Аполлон – мыслитель и атлет, поэт и воин. Прямое олицетворение божественности в человеке и человечности в божестве.
Заметили, чего не хватает скульптуре?
Статуя Лаокоон и его сыновья
Молодой Микеланджело и его компаньоны опознали скульптуру по сохранившимся античным записям Плиния Старшего.
Лаокоон – жрец Аполлона в городе Троя, отговаривает своих наивных собратьев от принятия Троянского коня в подарок от древних греков. Предвидя провал операции, сообщники греков Афина и Посейдон, насылают 2-х гигантских морских змей, чтобы заткнуть рот несостоявшемуся оракулу и его сыновьям на всякий случай.
Агония, накал страстей и страх перед неминуемой погибелью. Здесь нет времени на самолюбование, как в случае с Аполлоном. Борьба в самом разгаре, но исход борьбы предрешен.
Для древних римлян Лаокоон носил символическое значение. Хотя простодушные троянцы и не вняли призывам жреца, прозорливый Эней, собрав свою банду, отбыл под шумок из Трои и положил начало Риму.
Фигура была создана из 4-х блоков мрамора и искусно соединена воедино тремя мастерами с острова Родос. Интересно, что правая рука Лаокоона была найдена лишь в начале 20-го века.
Статуя произвела не только впечатление на всю папскую знать, но и на самого Микеланджело, задав недосягаемый идеал, к которому он стремился всю свою жизнь.
Порфировая чаша
Невероятно огромная чаша диаметром в 5 м, которая некогда украшала Золотой Дом Нерона.
Ценность заключается в том, что она выполнена из цельного куска императорского мрамора «порфира». Добывает он только на одной горе Египта, которую Римские императоры застолбили для своих нужд.
Чаша была настолько большая, что весь зал пришлось строить уже вокруг нее.
Фреска Рафаэля «Афинская школа» 1510 г.
Одна из лучших работа Рафаэля. Она являлась бы триумфом Ватикана, если бы не роспись Микеланджело. Это не просто шедевр живописи, но и групповой портрет современников мастера.
Присмотритесь к картине:
- Платон с поднятым пальцем вверх с лицом Леонардо да Винчи
- Гераклит, опирающийся на мраморную плиту в образе Микеланджело
- Рядом с Диогеном чертит циркулем по доске Эвклид в роли архитектора Браманте
- Чуть правее с глобусом стоит Птоломей, за которым спрятался юноша в черном берете – это сам Рафаэль.
Всего на фреске идеально прорисовано более 50 персонажей.
Сикстинская капелла
Кульминация визита в Музеи Ватикана и финальный аккорд — роспись потолка Сикстинской капеллы. Здесь с 1484 г. на конклав собираются кардиналы для выбора нового папы.
Говорят, что папе Юлию II Рафаэль и Браманте специально нашептали нанять флорентийца для росписи капеллы в надежде, что тот оплашает хоть в росписи.
Но за 4 года (1508-1512 гг.), лежа на спине под потолком, Микеланджело создал нечто невероятное.
Микеланджело настаивал, что у него нет дара художника, но отказать папе не смог. Работал без эскизов и рисовал на живую. Осматривать его работу стоит по частям и для этого существуют схематические карты.
Не забудьте распечатать себе такую в дорогу.
Точная копия Сикситнской капеллы появилась совсем недавно в Мехико. Местный пенсионер с активистами разрисовали потолок церкви Perpetuo Socorro схожим с ватиканской работой шедевром.
Совсем другое впечатление вызывает последняя работа Микеланджело «Страшный суд», которую он создал также за 4 года 1537-1541 гг.
Эта сильная и устрашающая картина Апокалипсиса (особенно для отрекшихся от папской церкви протестантов), призывающая людей не шутить с канонами церкви.
Иисус здесь не всепрощающий сын плотника, а глас отца небесного, сортирующий людей по делам их. Мария, спрятавшаяся за спиной сына, уже не в силах кому-либо помочь.
У ног Иисуса справа на содранной коже со Святого Варфоломея портрет самого Микеланджело Буонаротти.
Маршрут по залам музеев
Набросок мы дали в 1-й статье и договорились придерживаться этого плана. По дороге я дам несколько дополнительный ориентиров, но постарайтесь не исчерпать себя перед Сикстинской капеллой.
Используем оригинальный план-схему, который вы получили при оплате билетов онлайн.
Сколько музеев всего я вам точно не скажу. Официальный сайт Ватикана настаивает на 26.
Перед двором Сосновой шишки
Сразу после входа справа вас будут ждать вход в 2 музея:
- Пинакотеку, о которой мы писали выше;
- Музей Мессионерской деятельности – выставка экспонатов, связанных с религией Китая, Тибета, Африки и Америки.
Если вы в Ватикане впервые, то 2-й музей можно пропустить. Из Пинакотеки лекго попасть в еще один дворик Guardino Quadrato, где по периметру расставлены стенды с фрагментами фресок Сикстинской капеллы.
Так в самой капелле разговоры запрещены, гиды используют эти макеты, как наглядное пособие.
Ну а нам пора выйти в другой двор Сосновой Шишки.
Двор Сосновой шишки
Обширная площадь на свежем воздухе, где доминируют 2 скульптуры:
- блестящий бронзовый шар — современность
- гигантская сосновая шишка – античность
4-х метровой шишке, которая сначала стоял в термах Агриппы рядом с Пантеоном, более 2000 лет. Есть сведения, что она была частью фонтана в честь египетской богини плодородия Изисы и из ее чешуек струилась вода.
Шар работа итальянского скульптора Помодоро в 1990 году. Ей есть много разных интерпретаций начиная от космоса, до рая, окружающего землю.
Двор образован двумя дворцами: Бельведер (откуда мы пришли и сейчас вернемся) и Апостольский (куда мы в итоге придем) и двумя одинаковыми галереями.
В XVII веке между двумя дворцами «выросла перемычка», выстроенная для Ватиканской Библиотеки. Теперь двора получилось 2: в одном находимся мы, а в другом припаркованы авто сотрудников Ватикана.
Дворец Бельведер
Комплекс помещений в этом дворце включают в себя 3 музея.
- Музей Пия-Климента – 8 залов первоклассной греческой и римской скульптуры, а также саркофаги и мозаики.
- Египетский музей – небольшое собрание предметов египетского искусства в 9 залах.
- Этрусский музей – 18 залов, демонстрирующих предметы быта этрусков и находки из их некрополей.
2-й и 3-й музеи являются опционными и посещаются по желанию.
Попасть в них можно на полпути, поднимаясь на 2-й этаж в музей Пия-Климента, который пропускать нельзя ни в коем случае.
Музей Пия-Климента
Все начинается с восьмиугольного дворика, где 3 самых известных скульптуры: Аполлон Бельведерский, Лаокоон и Персей Триумфатор.
Последний держит в руке голову Медузы Горгоны и это уже работа Антонио Канова и 19-й век.
Обратите внимание на некоторые скульптуры и резные саркофаги в нишах.
В одной из них вы найдете бородатого римского речного бога. Его позу использовал Микеланджело, создавая своего Адама, получающего от бога божественную искру.
Дальше нас ждут Зал со скульптурами животных и Галерея статуй и бюстов. Прекрасная коллекция римских статуй и копий греческих оригиналов в залах, расписанных Пинтуриккьо и его учениками.
По центру следующего небольшого Зала Муз вы найдете известную скульптуру «Торс» или вернее то, что от нее осталось.
Скульптор Аполонис выполнил ее в 1-м веке до н.э. для того, чтобы позже Микеланджело назвал себе «Учеником Торса».
Саму же статую он использовал как прототип для телосложения своего накаченного Иисуса в сцене «Страшного суда».
Круглый зал, крыша которого подобная крыше Пантеона радует глаз сразу 3-мя объектами:
- Умопомрачительно порфировой вазой
- Античной бронзовой скульптурой Геркулеса
- Мозаичным полом из терм Отриколи III-го века н.э.
В следующий зал не пропустите 2 саркофага матери императора Константина – Елены, и его дочери – Констанцы. Кстати, саркофаги так и не были использованы по назначению.
Эти 2 женщины стали 2-мя первыми открытыми христианками среди знати, в аккурат за тем, как в 313 году Константин легализовал христианство.
Далее по лестнице попадаем в длинные галереи, которые приведут нас в Апостольский дворец и папские покои.
Ватиканские галереи
Из Музея Пия-Климента мы попадаем в правую галерею, которая, в отличие от левой, полностью проходная. Здесь находятся:
- Галерея Канделябров – 80м, возникла в 1761 г. и была названа в честь марморных канделябров, обнаруженных при раскопках Отриколи (Умбрия). Сейчас они стоят по обе стороны 6-ти арок. Для осмотра здесь представлены потолочные фрески, римские мозаики, алтари, погребальные урны и статуи, включая известную Артемиду Эфесскую (II в. н.э.).
- Галерея гобеленов – 100м, открытая в 1790г. и названая в честь гобеленов Брюссельской мануфактуры, выполненных по эскизам учеников Рафаэля. Поражает реализм изобраения, мало уступающий картинной живописи. Особенно, если знать, что в распоряжении ткачей были нити только 6 цветов. Обратите внимание на веселую фигуру воскресшего Иисуса. Она наделена тем же свойством, что и Мона Лиза – следит за вашим перемещением по залам. На правой стене представлены гобелены итальянской мануфактуры, изображающие сцены из жизни папы Урбана VIII.
- Последняя Галерея Географических Карт, где коридор длинной 120м, возникший в 1580-м году. Расписан 40 подробными картами с изображением регионов Италии на начало 16-го века. Коридор, как бы является Аппенинским хребтом, разделяющий области на омываемые Адриатическим морем (слева) и Терренским (справа).
Параллельно нашей галерее находится другая тупиковая. В ней расположен Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti) с отдельными экспозициями Braccio Nuovo и Galleria Lapidaria.
Это еще один отдельный пласт греческой и римской скульптуры.
Если чувствуете в себе силы, то дерзайте на его покорение, если еще не устали от скульптур. Посетить нужно сначала этот музей, а потом вернуться в упомянутые выше галереи.
Апостольский дворец
Мы в святая святых – папских апартаментах. Со скульптурой и античностью покончено, впереди только фрески великой эпохи Возрождения.
Учтите, что в данный момент вы можете бросить все и отправиться осматривать Сикстинскую капеллу или сделать полный круг, который займет у вас около часа времени, и потом попасть в капеллу.
Залы перед Станцами Рафаэля
Включают в себя 3 объекта:
- Апартаменты Пия V, состоящие из 2-х небольших комнат и часовни. Выставлены фламандские гобелены, мозаики, коллекция керамики и фрески Джорджио Вазари.
- Зал Собески украшает огромная картина, демонстрирующая спасение Вены (и всего христианского мира) от турков в ключевой битве в 1683 году королем Яном Собески. Работа польского художника Яна Матейки, музей которого мы посещали в Кракове.
- Зал Непорочного Зачатия посвящен официальной доктрине церкви, обнародованной в 1854 году, об освобождении Девы Марии от первородного греха. Цикл фресок итальянского живописца 19-го века Франческо Подести демонстрируют сцены с Марией в честь новой догмы.
Станцы (залы) Рафаэля
Росписью личных покоев папы Юлия II, который состоят из 3-х залов, занимался сам Рафаэль.
Зал Подписей (Stanza dell Segnatura)
Назван в честь заседавшего здесь Церковного Трибунала, с изображением триумфа философии, богословии, поэзии и триумф правосудия. Каждой настенной фреске в 4-х медальонах на потолке соответствует аллегорическая женская фигура.
- «Афинская школа» представляет философию.
- Напротив, «Диспут о Таинстве Причастия», прославляющая церковь с изображением папы Сикста IV, Данте, Фома Аквинский и Беато Анджелико. В углу картины даже есть фигуру Савонаролы. Правда, голова доминиканца почти полностью скрыта капюшоном и идентифицировать его довольно сложно.
- Третья фреска символизирует царство поэзии в виде греческой горы Парнас, считавшейся местом обитания Муз. Здесь изображены Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Боккаччо и Гораций. Попробуйте среди лиц найти и Микеланджело справа рядом с деревьями.
- Четвертая фреска, отвечающая за правосудие, обрамляет дверной проем и состоит из 2-х частей: слева император Требониан передает свод решений римских юристов IV-го века Юстиниану, а справа папа Григорий IX принимает декреты от Святого Раймондо.
Зал Гелиодора (Stanza d’Eliodoro)
По распоряжению папы Юлия II зал был отведен под частные аудиенции.
На сводах сохранил росписи Луки Синьорелли, руке Рафаэля принадлежат фрески 1511-1514 гг.:
- «Изгание Элиодора»,
- «Освобождение Святого Петра из темницы», состоящая из 3-х частей,
- «Месса в Больсене» и
- «Встреча Льва I с Аттилой», на заднем плане которой можно увидеть Колизей, Акведук и обелиск.
Пожар в Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)
В третьей Станци находился зал Верховного суда, который переделали под малый обеденный зал при Льве X.
Здесь потолок тоже уже был расписан учителем Рафаэля – Перуджино, по заказу папы Юлия II, которые мастер не стал переделывать. Кисти Рафаэля и его учеников здесь принадлежат фрески в 4-х арках зала. Это была его последняя работа в папских апартаментах.
Главная фреска «Пожар в Борго» 1514г. рассказывает о том, как папа Лев IV только силой молитвы погасил огромный пожар, который мог бы уничтожить весь квартал, включая Собор Святого Петра.
Остальные 3 фрески написаны были учениками Рафаэля по его эскизам: «Битва при Остии», «Коронование Карла Великого» и «Оправдание Льва III» 1514-1517 гг.
Зал Константина (Sala Constantina)
Самое просторное помещение из всех. Использовался для банкетов и торжественных церемоний. Здесь фрески были только разработаны Рафаэлем, а выполнены его учениками (в основном Джулио Романо), так как мастер к этому времени уже умер.
На станах, изображающих баталии, показан поворотный момент, когда Рим из языческой обители превращается в новый рубеж христианства на западе. На фреске с названием «Видение Креста» император Константин ведомый в бой с императором крестом в небесах, как символ победы христианства над язычеством.
К сожалению, потолочную фреску Томмазо Лауретти «Триумф христианской религии над язычеством» мы не увидели из-за реставрации в этом зале.
Апартаменты Борджиа
Личный покои папы Александра VI, который пользовался дурной славой. Апартаменты находятся под Станцами Рафаэля.
Последующие папы не хотели здесь жить и помещение долгое время пустовало. Пока в 1816 году здесь на стали хранить картины, возвращенные в Ватикан из Парижа, а после и сами апартаменты привели в порядок и открыли для посещения.
Залы расписаны изящными и нежными фресками Пинтуриккьо. Среди включая портреты детей папы Лукреции, Чезаре и Хуана (вот тебе и обед безбрачия). Кстати, сам папа по национальности был горячий испанец с красивым именем Родриго.
Сегодня осмотру подлежат несколько залов: Зал Сивилл, Зал Чудес веры, Зал таинств веры, Зал понтификов и Зал наук.
За апартаментами находится Галерея Современного Религиозного Искусства, в коллекции которой работы известных мастеров: Родена, Пикассо, Шагала, Матисса и т.д.
Сикстинская капелла
Ваш визит просто не может закончится без посещения Сикстинской капеллы. Внутри поддерживается запрет на разговоры, хотя тихий гомон все-таки заполняет фон.
Для полного понимания осматривать фреску нужно не в полном объеме, а по частям. Тогда весь замысел и изображения будут ясны: где сцены Бытия, где пророки и сивиллы, а где библейские сюжеты.
Так же не разрешается делать фотоснимки. Реставрацией капеллы занималась японская компания, которая и получила эксклюзивное право на фотосъемку внутри часовни.
Помимо известных работ Микеланджело на потолке 1512 г. и на задней стене со «Страшным судом» 1541 г., стены капеллы расписаны такими мастерами, как Боттичелли, Лука Синьорелли и Пинтуриккьо, Перуджино – учитель Рафаэля и другими великими художниками той эпохи.
«Страшный суд» изначально демонстрировал несколько сотен обнаженных персонажей, которым, по настояния папы Пия IV, ученик Микеланджело Даниеле да Вольтерра нарисовал набедренный повязки.
Тем самым сыскав себе прозвище «рисовальщик штанов».
В капелле у вас под ногами будет красивый мраморный пол, выполненный в стиле косматеско (в честь семьи Космати), но из-за вавилонского столпотворения рассмотреть его все равно не получится.
После Страшного суда
Как вы уже знаете из 1-й части, после посещение Сикстинской капеллы вы можете вернуться назад в музеи Ватикана и по дороге посмотреть еще несколько музеев или сразу пройти без очереди в Собор Святого Петра.
На обратном пути можно посмотреть:
- Капелла Урбана VIII – небольшая часовня где-то 5 на 5 м, выделенная папой Урбаном VIII Барберини для литургий. Стены укарешны штампованной кожей с ярким и красивым потолком с фресками, изображающими Страсти Христовы.
- Зал папирусов – где сегодня выставлены фотографии равенских папирусов VI-IX веков, золотые кубки и терракотовые изделия Бернини.
- Музей Христианства, рассказывающий о раннем христианском периоде, проведенном в катакомбах под гонениями римской власти.
Ну а дальше на выход к яркой и незабываемой лестнице Браманте!
Полезно знать
Друзья, сдается мне, что все музеи охвачены, но между нами девочками, судя по списку музеев, я как-то упустил из виду Исторический музей Ватикана (Museo storico vaticano). Список я брал в Википедии.
Судя по описанию, там выставлены кареты, автомобили, седла, флаги, фотографии и различные исторические документы.
Если кто смог побывать в этом музее, выбивающимся из общей канвы, не жмитесь и поделитесь с нами впечатлениями.
Я свою работу выполнил и сдал на проверку.
Читайте, рассуждайте, комментируйте. Не забывайте подписываться на обновления и будем продолжать путешествовать со смыслом!
Домашнее задание:
- Всю Венецию за 36 часов? Да, пожалуйста!
- Сколько денег брать в Вену
- Аренда машины во Франции — что-почем
С уважением, автор блога Виктор Коровин!