Общественный транспорт в Риме и как не запутаться в маршрутах по столице Италии

Друзья, всем привет!

Не смотря на уютные размеры центра Рима и чудесные возможности для пешеходных экскурсий, иногда вам придется пользоваться римскими автобусами, трамваями или метро.

Чтобы не зевать на входе, чувствовать себя как рыба в воде и уверенно увлекать за собой вашу компанию, мы рассмотрим общественный транспорт Рима во всех его ипостасях.

Какие виды транспорта есть, как читать схему метро, что лучше автобусы или трамваи. А также билеты, как их купить, сколько платить и кому потом ими хвастаться.

В конец упомянем про такси и безопасные методы их использования.

В моем гиде «Рим за 36 часов» метро и автобусы мы используем по минимуму, но, если на всю поездку вы урвали отпуск подлиннее, то без навигации и знаний про общественный транспорт в Риме вам не обойтись.

Начнем!

Ожидание метро на перроне

 

Римский транспорт

Подает надежды, но их не оправдывает. Транспортная схема хоть и простая, но далеко не всеобъемлющая. В центре города рассчитывать на метро и трамваи не приходится. И бог с ним метро, а вот за трамваи обидно.

Но, что поделать, город-музей, где разгуляться строителям просто негде. Постройка любой станции метро мгновенно превращается в археологическую экспедицию.

Поэтому в центре Рима рулят в основном автобусе, часть из которых использует экологически чистое, по меркам итальянцев, дизельное топливо.

Конечно, не может не радовать стоимость проезда. Для Европы билет за 1.5 евро на 100 минут – это подарок.

Можно прыгать с одного вида транспорта на другой и даже вернуться назад, что в некоторых городах, к примеру Вена, карается по всей строгости закона.

Мини автобусы для движения в центре Рима

 

Виды транспорта

В городе вы повстречаетесь с автобусами, метро, местами с трамваями и матерыми таксистами. Сетью общественного транспорта управляет компания ATAC. Она же чертит схемы и рассчитывает стоимость проезда.

Пару слов о каждом виде римского общественного транспорта.

 

Метро в Риме

Далеко не превалирующий, но удобный вид передвижения на большие дистанции. Когда водители колесной техники, встают как один в пробку, подземный вид транспорта наше спасение.

Метрополитен – не конек римской транспортной системы и длина путей всего 60 км. Если сравнивать с Москвой или Лондоном, то это 350 и 400 км соответственно. Хотя, вы еще в Неаполе метро не видели!

Центр Рима метро не обслуживает и в перемещениях между центральными достопримечательностями не участвует.

Станция метро у Колизея

 

Линии метро

На данный момент имеется 3 ветки метро: А, B (с двумя конечными) и С. Для наглядности к ним часто стыкую в начале букву M. Не обойдем эту традицию и мы:

  1. МА — Linea A: Anagnina-Battistini. Самая популярная и загруженная ветка римского метрополитена обозначается на схемах метро оранжевым цветов. Была открыта в 1980 году и насчитывает 27 станций. Рядового туриста, обычно, интересует всего несколько станция от вокзала Термини до Ватикана.
  2. МВ –Linea B: Laurentina-Rebibbia. Не смотря на порядок именно эта синяя ветка метро была 1-й линией в Риме. Была открыта в 1955 году и на сегодня насчитывает 22 станции. Проходит перпендикулярно ветке А через популярные станции Termini, Colosseo, Basilica San Paolo.
  3. MB1 — Linea B1: Laurentina-Jonio. Это дополнительная ветка метро MB, которую ввели в строй в 2012 году. Для туриста она идентична предыдущей, только если вам не нужно ехать на вокзал Tiburtina.
  4. МС -Linea C: Pantano-San Giovanni. Это третья и последняя современная ветка, которую ввели в римский метрополитен в 2014 году. Практически не входит в поле зрения туристов, если не считать ее строительные павильоны, нарушающий видовую перспективу в районе Колизея.

Внутри римского метро

 

Пересадочных узлов на сегодня в метро Рима 2:

  • Станция Termini – между ветками А и В
  • Станция San Giovanni – между ветками А и С

Помимо них в черте города еще ходит и несколько электричек, который хоть и являются частью метрополитена, но они не играют такой роли, как к примеру, в Милане или Париже.

На мой взгляд интересная из них только линия Roma – Lido, функционирующая с 1924 года. Составы отправляются от станции Ostiense в сторону побережья через античный город Ostia Antica.

На эту электричку действует тот же билет, что и на другой транспорт в центре Рима.

Карту метро можно скачать и посмотреть на официальном сайте ATAC. На русском языке ее, к сожалению, нет.

Схема метро РИма

 

Как пользоваться

Режим работы метро с 05:30 до 23:30, а по пятницам и субботам до 01:30. Поезда ходят часто примерно каждые 3-7 минут.

Бывает такое, что некоторые станции или выходы из них закрыты. К примеру, сейчас не работает станция линии А: Barberini и при мне не работал выход со станции Spagna наверху Испанской лестницы.

Вход в римский underground обозначен белой буквой М на красном фоне. На входе вас встретят турникеты стандартной системы. Скармливаете им билетик, а они вам его назад и створки открыты.

ОБозначение станции метро в Риме

 

Внутри метро ориентируйтесь по указателям конечной станции выбранной линии. Т.е. вам нужно знать не только название вашей станции, но и направление движения, чтобы не уехать не в ту сторону.

Название конечно станции пишут на поезде, на табло, а также дублируют голосом в салоне состава и на платформе.

Перроны в метро

 

Большая часть станций оборудована платформами по обе стороны смежных железнодорожных путей. Чтобы перейти с одной стороны на другую нужно преодолеть серию эскалаторов и переходов.

Двери открываются автоматически, а закрываются со специальным звуковым сигналом. Когда объявляют следующую станцию, то обязательно добавляют куда будут открывать двери: a sinistra (налево), a destra (направо). Следующая станция также подсвечивается на электронном табло.

В отличие от многих других городов, к примеру Парижа, разобраться на станциях метрополитена не сложно. Единственный камень преткновения – это отыскать линию А на вокзале Термини, так как линия В чуть ли не у поверхности.

Но это только в 1-й раз. Идите по стрелкам и у вас все получится.

Спуск в метро РИма

 

Трамваи Рима

Все бы хорошо с этими трамваями, если бы не их низкое присутствие в туристической части Рима. Если вы, по моему совету, выбрали жилье, где-то в районе между Термини и площадью Венеция, то вам трамваи ни к чему.

Ну разве, что на 8-м трамвае от Piazza Venezia махнуть в районе Трастевери. Другое дело, если вы из экономии поселились где-то на отшибе. Тогда трамвай – это ваш друг и попутчик.

Схема движения трамваев

 

В Риме, в отличие от Милана с его 17 маршрутами, всего 6 линий трамваев.  Рабочий график с 5:30 до 00:00. Трамваи кланяется каждой остановке, но, чтобы дверки приоткрылись следует нажать кнопку.

В салоне находятся валидаторы, компостировать билет в которых обязательно.

Трамваи в Риме бывают современные низкопольные (номер 8 до Трастевери), но в основном это обычная «старая школа» — номера 3, 5, 14.

Трамваи Рима

 

Автобусы в Риме

Автобусы в Риме вездесущи. Там, где не помещается стандартные машины, крутятся мини-басы на электрической дизельной тяге. В Италии это считается, как ход конем и борьба за экологию.

Автобус – это самое удобное средство передвижения, если вы заинтересованы в наименьших пеших переходах. На сколько это быстро – зависит от трафика и времени суток.

Подавляющее большинство автобусов красного цвета, но встречаются и стального.

Виды табло и расписаний на остановке

 

На каждой остановке имеется щит, а то и несколько, с указанием всех остановок по маршруту и названия той, на который вы стоите. В идеале рядом еще присутствует и электронное табло со временем ожидания.

Первое время я слегка терялся в этих списках, но со 2-го раза уловил суть. Станция вверху начальная, а в самом низу конечная маршрута. Ваша остановка от других подобных выделена рамкой.

Маршрут движения автобуса

 

Дневные маршруты ходят с 5:30 до 00:00, после чего в бой вступает ночная гвардия. Ночных линий не так много, порядка 20 штук. Их номера имеют в начале букву n и сову для наглядности.

Наиболее интересными маршрутами являются nMA, nMB, nMB1 и nMC. Такой себе ночной заменитель веток метрополитена.

Схема движения автобусов

 

Карту автобусных маршрутов можно посмотреть на официальном сайте.

Автобусы не всегда следуют расписанию, поэтому планируя поездку, рассчитывайте на самые популярные маршруты, которые ходят часто.

Для себя я выделил номера 40, 64 и 85. Они повсюду и если ты опоздал на один, то днем минут через 5 придет другой.

Автобус номер 40 один из самых важных

 

Чтобы остановить нужный вам автобус, махните водителю рукой.

Чтобы выйти на остановке, нажмите красную кнопку на одном из поручней. На табло внутри салона загорится сигнал Fermata prenotata. Все, готовьтесь к высадке.

Остановка в центре РИма

 

Как планировать поездки по Риму

Для этих целей лучше всего справляется Google Maps и приложение Moovit. Правда, оба требуют интернета для работы. Приложение Moovit пригодится всегда, так что устанавливайте на телефон смело..

Google Maps шикарно прорабатывает возможные маршруты, но тупит с отображением реальной картинки перемещений автобусов. Один раз мнимый 85 автобус-призрак проехал мимо нас.

По мере его приближения к нашей остановке, Гугл запустил обратный отсчет: 5 минут, 2 минуты, 1 минута, прибытие и… снова 8 минут до следующего автобуса.. Но, самое интересное, что никто так и не прибыл.

На официальном сайте транспортной компании ATAC есть свой планировщик маршрутов. Но выглядит он каким-то допотопным.

Если вы знаете в каком районе будете жить, лучше на их же сервисе, выучить расписание и маршрут движения автобусов, проходящих через вашу остановку.

И будьте внимательны с самими остановками. Проще всего ориентироваться на конечной автобусной станции Термини. Там все четко и по ранжиру. Сложнее возле Площади Венеция. Там почти у каждого автобуса своя остановка.

Автобусы на проспекте Империале

 

Оплата проезда в Риме

Виды билетов

Чтобы оплатить проезд в общественном транспорте Рима вы можете купить несколько видов билетов:

  • 100 минут – 1.50€
  • 24 часа — 7.00€
  • 48 часов – 12.50€
  • 72 часа – 18.00€
  • Недельный CIS билет – 24.00€
  • Детям до 10 лет проезд бесплатный, но в сопровождении взрослого, оплатившего проезд

Все эти билеты действительны во всех видах транспорта.

 

Билет на 100 минут

Стоит 1.50 евро и позволяет вам пользоваться транспортом в Риме все 100 минут. Вы можете осуществлять неограниченное число пересадок за отведенное вам время, но есть одно условие. В метро или на пригородной электричке вы можете проехать только 1 раз.

При первом визите в метро, автобус или трамвай, вы должны прокомпостировать билет.

Время пошло. Но! Не забывайте валидировать свой билет заново при каждой смене транспорта. Вы не имеет право продолжать проезд в транспорте, если срок вашего билета истек.

Билет на 100 минут в РИме

 

Билет на 24, 48, 72 часа

С таким билетом можно совершать любые экскурсии в пределах городской черты Рима. После первого компостера у вас будет 24 (48 или 72) часа на неограниченный проезд и пересадки.

Очень удобный и практичный билет, если вы планируете не только ходить пешком, но и кататься по Риму.

Компостировать его нужно только один раз в момент старта путешествия. Как и одноразовый билет, эти проездные распространяются на всю сеть городского транспорта.

 

CIS Weekly ticket

Отличный вариант для тех, кто решил задержаться в столице Италии.

Никаких тебе уловок, как в метрополитенах Парижа и Вены, когда недельный проездной работает до воскресения. В Риме проездной работает ровно столько, сколько ему положено — 7 дней с момента 1- й валидации.

Ну, вернее, до полуночи 7-го дня.

Есть лишь одно условие, которое стоит соблюсти. Так как недельный проездной именной, то на нем нужно указать имя, фамилию и дату рождения. Такой проездной нельзя передавать друзьям, а предъявлять для контроля следует вместе с вашим ID.

Виды билетов на метро в Риме

 

Как оплачивать проезд

При входе в автобус или трамвай, билет необходимо прокомпостировать. Для этого суньте его в сверху в щель желтого аппарата. Следите за черной стрелкой на билете. Если сунуть неправильно, то чуда не случится, и дата на билете не отпечатается.

Если компостер не работает, тогда нужно ручкой нацарапать на билете дату и время посадки.

Компостеры находятся в начале и в конце салона, поэтому вход осуществляется в переднюю и заднюю дверь. В среднюю только выходят или заходят мамы с колясками.

В метро, чтобы «сизам открылся», нужно скормить билетик автомату и тот выскочит чуть дальше с уже пробитым временем входа.

Проездную карту Roma Pass, которая работает в качестве проездного 2 или 3 дня, скармливать никому не нужно. Она работает дистанционно. Для этого приложите ее к желтому кругу в центре компостера и на турникете метро.

Roma_Pass на 2 или 3 дня

 

Штрафы за безбилетный проезд

Если вы не купили билет или срок его действия вышел, вы рискуете получить не хилый штраф. Санкции грозят вам потерей 100-500 евро, ну или 50 евро, если оплатите штраф на месте. И не забудьте еще доплатить стоимость самого билета.

Контролеры жестки, но справедливы. Никакие «я больше не буду» и «будьте людьми» тут не работают.

Совет.

Как мне удалось заметить, контролеры любят подсаживаться чуть раньше конечной остановки и в 6 рук шманают салон за секунды. Если не успели до остановки, то на выход работает одна дверь, через которую фильтруют всех пассажиров.

Если, вдруг, ваш билет приказал долго жить, то не искушайте судьбу и выйдите на 1 остановку до конечной.

Конечная автобусов возле Термини

 

Где купить билеты

Билеты для проезда в Риме покупают в газетных и табачных лавках (часто совмещены с кафетерием) и в автоматах, расположенных перед входом в метро. Также годятся офисы транспортной компании ATAC по городу.

Вечером после 21:00, когда табачные лавки и филиалы закрыты, билеты можно купить у водителя автобуса.

Днем к водителям не приставайте. Их задача обеспечивать безопасность движения и не забывать тормозить на остановках по требованию.

Покупка билетов в табачных лавках

 

Как купить билет в автомате

Выбираем автомат без предупреждающих знаков о том, что он не работает и знакомитесь с интерфейсом: куда монеты сыпать, куда купюры, а куда банковскую карточку вставлять.

А теперь все просто на раз-два-три:

  1. Нажимая на блестящие кнопки выбираем нужный тип билета и при помощи кнопок «+1 Bigletto» и «-1 Bigletto» набиваем их необходимое количество
  2. Не нажимая никаких подтверждений, оплачиваем сумму, указанную на экране.
  3. Билеты и сдача высыпаются в нижнем лотке автомата. Они ваши)

Есть одно но! Аппараты не выдают сдачу более 4-х евро, поэтому если у вас крупные купюры, то лучше воспользоваться картой или насыпать мелочи.

С монетками первый раз придется попотеть, так как каждую из них нужно вставить в монетоприемник и подтолкнуть вверх, а не вниз, как мы привыкли.

Аппараты для покупки билетов

 

Такси в Риме

Ни в коем случае! Осторожно! Кругом мошенники! Бегите я их задержу! Выдыхаем и записываем.

Такси в Европе стоит дорого и с этим ничего не поделаешь. Падать на заднее сиденье свеженького гибрида, работающего на смеси бензина и волшебных чар и рассчитывать заплатить 5 евро было бы глупо.

Но! Вам же не нужно такси каждый день и час, а если и нужно то, только по делу.

Как сэкономить на такси в Риме:

  • Не заказывать по телефону (доплата 3.50€)
  • Делить сумму с попутчиками
  • Не ездить долго – тариф растет от кол-ва километров + оплата за простой в пробках

Rome_36

 

Нам такси понадобилось 1 раз в 23:30, потому что мистический автобус 85 вот уже как полчаса обходил нас стороной.

Поймали такси взмахом руки (кто бы мог подумать?). Ехать было недалеко: от Площади Барберини до отеля в районе Термини. При посадке высветился сбор 6.50 € и еще 3.00€ накатали за 7 минут дороги. Дали десятку и пожелали спокойной ночи сразу на 3-х языках.

Чтобы не переживать по поводу разводов и неправомерных расценок, вот вам официальные тарифы такси в Риме:

Цены-на-такси-в-Риме

 

Как не попасть впросак с таксистами? Все просто:

  • Садитесь только в официальные такси (белые машины с номерами лицензии),
  • знайте тарифы,
  • следите за счётчиком в зеркале заднего вида
  • отстаивайте свои права в случае развода

Больше улыбайтесь и играйте по тем же правилам, что и они. Твоя моя не понимай, учи русский, арривидерчи!

Да, и в аэропорт лучше заказывайте [urlspan]трансфер на этом сайте[/urlspan]. Фиксированная цена, легкость заказа и оплата картой.

Не рискуйте перед полетом домой. Оттачивайте мастерство на итальянских таксистах лучше в свободное от поездки в аэропорт время.

Такси в Риме рядом с Санта Мария Маджоре

 

Друзья, по общественному транспорту в Риме у меня все. Если вдруг я что-то упустил или не досказал, прошу поправить меня в комментариях к статье. А у нас еще не раскрытые темы по питанию, жилью и лучшим музеям Рима.

Подписывайтесь на обновления блога, и мы продолжим вместе познавать Италию и весь мир. Все самое интересное впереди!

Статьи для внеклассного чтения:

  1. Что нужно знать туристу о Венеции
  2. Ницца и ее Лазурный берег
  3. Стамбул за 36 часов или ваш лучший уикенд

Гладких вам поездок, где бы вы ни были!

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

 

 

 

 

Виктор
Оцените автора
Сами в Крым и Рим
Добавить комментарий

  1. Семен

    Добрый день ! Собираюсь в Рим в сентябре 2023 года на 4 дня . Хочу приобрести недельный проездной , он персональный .Если приобрету его в киоске , я смогу сразу им пользоваться или необходимо еще дополнительное оформление и компостировать при каждой поездке ? Проездной на 48 часов также нужно компостировать каждый раз ? Есть ли в Риме групповые проездные как в Берлине ? Есть ли в Риме льготные проездные для пожилых? За ранее благодарен за ответ

    Ответить
    1. Виктор автор

      Семен, добрый день. Временные проездные нужно валидировать только 1 раз, чтобы начать отсчет времени. Недельным проездным можно пользоваться сразу, только нужно написать Имя и Фамилию. Про групповые проездные и скидки иностранным пожилым людям мне не известно…

      Ответить