Друзья, всем привет!
Если вы решите скакнуть в Венецию на каникулы за видами и уникальной культурой, вам понадобится новая пара ног и знания из этой статьи.
С первых минут транспорт в Венеции выглядит запутанным и дорогим. Но, во-первых, другого нет, а во-вторых, мы научимся им пользоваться, а не зарывать голову в песок как страусы.
Автобусы и трамваи, вапоретто и трагетто. Не дадим застать себя в расплох, а будем кататься по Венеции грамотно и недорого.
Все что вы хотели знать про общественный транспорт Венеции, но не знали у кого спросить. Сделаем вид, что спросили вы у меня))
- Достоинства и недостатки
- Виды транспорта
- Вапоретто (Vaporetto)
- Трагетто (Traghetto)
- Гондолы
- Автобусы, трамваи и монорельс
- Вапоретто в Венеции
- Маршруты вапоретто
- Расписание
- Основные остановки
- Стоимость проезда
- Где покупать билеты
- Оплата проезд и посадка
- Засада с билетами
- Наземный транспорт в Местре
- Как перемещаться по Местре
Достоинства и недостатки
Главный плюс — что ни поездка, так морская прогулка.
Закусите шарф зимними вечерами для согреву или спрячьтесь летом за вашими Ray Ban и позвольте капитану вапоретто делать свое дело.
Ваша задача черпать эликсир удовольствия и не забывать фотографировать окрестности.
Не хотите пеньком кататься по Гранд Каналу и приставать к соседям «Пардоньте, это чего за палаццио?» Советую заглянуть в наш гид по Венеции «Weekend в Венеции«. Там все четко и по полочкам!
Главный минус — цена.
От 7.50€ за поездку для вас как для туриста (местные платят по 2€). Но турист нынче не из папье-маше и таких цен не боится. Катаются толпами с предсказуемым графиком и маршрутами по каналу.
Нужны ли вам такие поездки? Зависит от места вашего проживания, сроков пребывания, маршрутов и интересов.
Виды транспорта
Венеция, это мириад маленьких островков соединенных мостами. Вместо автобусов здесь лодки, а вместо дорог каналы.
Машины и обычный колесный транспорт заканчиваются на площади Рома. Дольше либо ногами, либо на вапоретто.
В самой Венеции вас ждут только лодки и катера. Автобусы и трамваи остались на материке в Местре и на острове Лидо. Их оставим на закуску.
Вапоретто (Vaporetto)
Венецианский ответ материковому сообщению в виде моторных лодок повышенной вместимости. Пусть и не быстро, но они доставят вас к заветной цели.
Маршрутов много, ходят часто, стоят дорого. Но от этого вам не отвертеться. О всех вариантах экономии мы поговорим в разделе про билеты.
Лодками на воде рулят 2 компании:
- ACTV — все известные нам маршруты вапаретто по Венеции — сайт
- Alilaguna — занимается развозкой по Венеции пассажиров из аэропортов — сайт
Про их маршруты Alilaguna на билеты читайте в этой статье. А отличаются они по опознавательным знакам на борту судна.
Трагетто (Traghetto)
Это дешевая вариация на тему гондол, для тех кому «мне только одну остановку».
Они чуть больше в размерах, менее яркие, без пафоса, венецианских напевов и позолоты. Используется в качестве переправы через Гранд Канал и заменяют собой мосты, которых всего 4.
Управляет такой лодкой 2 гребца на носу и с кормы. Проезд стоит 2.5€ (для местных 1€) и работают ориентировочно с 9.00 до 18.00. По регулярности где-то от раз в 20 минут до «по наполняемости».
Своеобразный «плавучий мост» перекинут в 6 местах Большого канала.
- Santa Sofia 7.30-13.00; по выходным 8.45-19.00
- Carbon (Rialto) 8.00-13.00 только по будням
- San Tomà 7.30-20.00; по выходным 8.30-19.30
- San Samuele 8.30-13.30 только по будням
- Santa Maria del Giglio 9.00-18.00 только по будням
- Punto della Dogana 9.00-18.00 всегда!
Путеводители наперегонки обещают вам неповторимый опыт и возможность пересечь Большой канал в образе Джорджа Вашингтона, курсирующего реку Гудзон стоя.
Но нет, на мои попытки крепко держаться на ногах последовала команда сесть и не выпендриваться.
Гондолы
Это не совсем общественный транспорт, а туристический и развлекательный.
Тариф на протяжение нескольких лет остается неизменным (но длительность поездки становится все меньше и меньше):
- Днем (8.00-19.00) 80€ за 30 минут с доплатой 40€ за каждые 20 минут
- Ночью (19.00-8.00) 100€ за 35 минут.
В городе гондольеров всего 400 и на свободное место масса претендентов. Не все они люди порядочные и приятные. Так что при выборе лодки выбирайте себе и водителя по вкусу.
Есть вариант раскинуть стоимость на несколько человек, что и делают многие туристические компании, запихивая по 6 человек в лодку.
Учтите, если вы будете делить ложе в гондоле с незнакомцами, то места там только для двоих. Остальные будут сидеть на стульчиках. Заранее обговорите варианты фотосъемки.
Автобусы, трамваи и монорельс
Кроме монорельса c брутальным именем People Mover, который используется для трансфера пассажиров припаркованных авто с Tronchetto на Piazzale Roma, по Венеции больше никто не катается.
И трамваи и автобусы упираются в водную гладь венецианской лагуны и быстро ретируются назад на материк в районы аэропорта, Местре и Маргера.
Так что про колесный и рельсовый транспорт мы будем говорить только в разделе про Местре.
Вапоретто в Венеции
Морские автобусы, вместимостью около 200 пассажиров рассекают воды венецианкой лагуны со скоростью не более 8 км/ч.
Запомнили?
Так что, если будете опаздывать на свой поезд, то на ноги надежды больше, чем на «водяных черепашек».
Маршруты вапоретто
Основные линии проходят по Гранд Каналу (самые популярные у туристов) и связывают центр города с островами Лидо, Мурано, Бурано и другими. Всего я насчитал порядка 20 дневных и 3 ночные линии.
Перепроверить мои рассчеты можно на [urlspan]официальном сайте ACTV[/urlspan] Если вы испытаете информационный голод, переписывайте расписание в блокнотик с их сайта, а карту-схему маршрутов смотрите ниже:
- 1 – P.le Roma — Lido, через Гранд Канал и Сан Марко. Лучший маршрут для неспешного осмотра всех фасадов дворцов на Гранд Канале. Идет медленно и кланяется каждому столбу. 45 минут по Гранд Каналу.
- 2— более скоростной (25 минут по Гранд Каналу) с меньшим количеством остановок между P.le Roma и San Marco. Минус в том, что обратно на автовокзал идет не по Гранд Каналу, а мимо острова Guidecca. Учтите это, если рассчитываете полюбоваться на Grand Canal.
- 4.1, 4.2 – вапоретто, которые кружатся вокруг Венеции с заходом на San Zaccaria, F.Nove и на остров Мурано. В Гранд Канале они не появляются. Отличаются направлением движения по часовой/против часовой стрелки.
- 5.1, 5.2 – наш ответ маршрутам №4.1 и №4.2, но с заходом на остров Лидо, а не Мурано
- 7 — прямой маршрут с площади Сан Марко на Мурано
- 12 – маршрут от F.Nove в Венеции на Мурано и Бурано
- N – ночной маршрут, очень похожий на маршрут №2, но с заходом на Лидо и таким же количеством остановок на Гранд Канале, как и №1
Расписание
График движения зависит от маршрута, но основные направления функционируют с 05.00 утра до 00.00 с интервалом 10-20 минут. Менее популярные маршруты имеют более укороченную навигацию.
Ночной график движения намного реже 30-60 минут.
Прямые маршруты на острова Мурано и Бурано заканчивают навигацию к 17.00. Дальше только с пересадками. Так что с островами не тяните до темноты.
Основные остановки
Остановки для лодок в Венеции выглядят идентично — плавучий причал с застекленной будкой. Названия наносят на оранжевой полосе вдоль корпуса будки.
Есть остановки с одним причалом, где останавливаются все, проходящие мимо катера, а есть состоящие из нескольких причалов или дебаркадеров (A, B, C и т.д.) с сегрегацией по номерам вапоретто.
Такие как Piazzale Roma, San Marco, F.Nuove и, особенно, San Zaccaria.
Перед тем, как проходить и валидировать билет, определитесь паркуется ли ваш маршрут именно здесь и в ту ли он едет сторону. Владельцам дневных проездных это знать не обязательно)
- Piazzale Roma – главная остановка для всех, кто прибыл в Венецию на другом виде транспорта с материка. Это либо начало вашего путешествия по городу на воде, либо его финал.
- Ferrovia – следующая остановка после Piazzale Roma (но не для каждого маршрута), где находится ж.д. вокзал Венеции.
- Realto – промежуточная станция на всем пути от Piazzale Roma до San Marco Гранд Канала. Здесь же находится одноименный мост, рынок и торговый центр куда все забираются на крышу ради великолепного обзора.
- San Marco/San Zaccaria – пусть это будет не логично, но лучшая остановка для посещения площади Сан Марко называется San Zaccaria. Это самая популярная и переполненная станция вапоретто. Чуть дальше станция San Marco. От нее вам будет ближе до внутреннего дворика зданий Прокураций. В зависимости от номера маршрута остановка может быть или там, или там.
- Fondamente Nove – остановка на северо-восточном побережье Венеции, от которой рукой подать до островов Мурано, Бурано, Торчелло и Сан-Микеле.
Стоимость проезда
- 9.50€ — тариф на поездку 75 минут с пересадками в одну сторону
- 25€ — проездной на 24 часа
- 35€ — 2 дня (48 часов)
- 45€ — 3 дня
- 65€ — 7 дней
Учтите, что в проездной на 1-2-3 дня входят также транспорт в Местре, на острове Лидо и поезда региональные поезда Treniatali Venize-Mestre. Но не входит автобус в аэропорт.
Дети до 6 лет катаются бесплатно, а дальше стандартный билет. Штраф за безбилетный проезд 52€ + 9.50€ за билет.
Все актуальные цены на билеты здесь.
Билеты на проезд можно купить дешевле, по ценам на слайде ниже. Это нужно сделать онлайн на сайте Venezia Unica и минимум за 1 мес до поездки.
Где покупать билеты
Билеты легко купить по всему городу в табачных лавках и киосках с журналами без наценки. Также на популярных остановках имеются фирменные будки ACTV Bigletteria.
Слышал, что билеты можно купить и на борту вапоретто, если вы не успели это сделать раньше, но придется доплатить 1€. Сами мы себе такого не позволяли, так что подтвердить не могу.
Если у вас все расписано по нотам и хочется иметь билет сразу по приезду, то его можно купить онлайн на сайте Venice Unica.
Про то, как оформлять эту карту мы поговорим в другой статье. Но здесь я упомяну, что после покупки на сайте, вам придет PNR код, который нужно будет ввести в любом билетном автомате.
Не переживайте, в местах скопления туристов их полно. Я забирал свой на Piazzale Roma. Вбиваешь код и билетик высыпается снизу. Бери да езжай.
Оплата проезд и посадка
Активация билета происходит после приложения его к валидатору. Зеленый свет, одобрительный писк и отсчет 75 минут пошел. Тут вам уже ни серый волк, ни контроллер не страшны.
Где-то при этом вам открывается турникет, как в метро, а где-то звучит одобрительный кивок местного жителя.
Будьте внимательный при проходе на причал и убедитесь, что причал именно ваш.
Как вы знаете, билет действителен 75 минут, но только в одном направлении. Если вы их спутаете, то плакали ваши денежки. У владельцев проездных таких проблем нет.
Обычно, линии для посадки и высадки разделены, чтобы народ не смешивался и не задерживал отправления вапоретто.
На перегонах редко, но встречаются контролеры, а вот при выходе на Пьяццале Рома они часто проверяют всех выходящих.
Вы должны приложить свой билет к их аппарату и они смотрят истек ли срок годности или нет.
Вообще запомните, что в Италии любят ловить зайцев на конченых и центральных станциях.
Сунули билет в задний карман джинс и промахнулись? Лучше выйдите на 1 остановку раньше конечной.
Засада с билетами
Ну и в конце маленький ликбез для таких же жутко самостоятельных путешественников как и я. С Местре вопрос ясен. Разберем, как же получить ваши билеты на вапоретто в Венеции, которые вы купили онлайн.
Заказав их на сайте Venezia Unica вам их нужно еще и получить. При заказе вам дадут PNR номер, который и нужно сообщить аппарату или продавцу в окошке.
Где это сделать?
- Points of Sales — лавки по продаже билетов и услуг, время работы которых не безгранично. Боевые часы работы ориентировочно 07.00-21.00. В аэропорту Марко Поло 8.30-19.00. Все точки по продаже смотрите здесь.
- Self-service аппараты, работающие всегда. Все они указаны синими точками на карте здесь. Слава Богу, эти аппараты есть в аэропорту и на вокзале в Местре (агенства там нет).
А то приедите вы вечером в Венецию, захотите покататься на вапаретто, а билет забрать то и негде. Новый покупать? Нет) Изучаем карту выш!
Наземный транспорт в Местре
Из 6 наших поездок в Венецию 5 раз мы останавливались в Местре. Где поселитесь вы, дело ваше, но как добраться из Местре в Венецию вы знать должны.
В Венецию из Местре можно попасть на трамвае №2 и автобусе №4L. Никаких особых предпочтений здесь нет и если выезжать из центра Местре (конечная), то время в пути у обоих транспортных средств одинаковое.
До Венеции ехать минут 20. Цена проезда идентична 1.50€.
Но вот маршрут следования отличается. Здесь карты всех наземных маршрутов Венеции.
Трамвай из центра Местре идет по Viale San Marco, а автобус по улице Corso del Popolo.
Тут вам нужно смотреть расположение вашего отеля в Местре. Хотя, на мой взгляд, трамвай просторней и удобней, чем автобус.
Как перемещаться по Местре
И в конце пару слов о самом районе Местре. Чтобы отсюда наладить связи с Венецией и ее аэропортами, вам нужно знать 2 центра активности: ж.д. вокзал и центр Местре, конечная многих маршрутов.
Сообщение между ними осуществляется при помощи трамвая №1, который на самом ж.д. вокзале не так-то просто найти. А находится он внизу, вне зоны обзора, куда нужно, как в метро, спуститься по эскалатору.
Первый раз для меня это было как откровение.
Думаю, не заблудитесь. Всего-то нужно запомнить:
- Трамвай №1 – ж.д. вокзал Местре и центр
- Трамвай №2 – центр Местре и Венеция
- Автобус 4L – тоже центр Местре и Венеция
- Автобус 2, 4L, 7/7L или любой региональный (R, RV) поезд Trenitalia – ж.д. вокзал Местре и Венеция
Билеты на эти маршруты берите в табачных лавках и специальных аппаратах. Стоят 1.50€ и дает право кататься вам 75 минут на всем наземном транспорте региона + поезда Trenitalia в Венецию.
Если у вас остались вопросы, то пишите их в поле для комментариев. А я буду закругляться. По общественному транспорту в Венеции у меня все.
Если вдруг я чего утаил или напутал, то готов выслушать общественное порицание.
Чтобы зря глазами не лупать и чувствовать себя в Венеции как дома, обратите внимание на гид «Венеция за 36 часов«. Ну, а если вы, батенька, гурман и вам искусство подавай, тогда вам понадобится гид по церквям и скуолам Венеции.
Подписывайтесь на обновления блога и мы продолжим вместе познавать Италию и весь мир. Впереди еще все самое интересное!
Статьи для внеклассного чтения:
- Платный дороги во Франции как с ними быть?
- Общественный транспорт Вены
- Istanbul Card — что о ней нужно знать?
Продуманных и гладких вам поездок, где бы вы ни были!
С уважением, автор блога Виктор Коровин!